Чем склеить канализационную пластиковую трубу

Клей для труб ПВХ: обзор лучших составов и инструкция по применению

На смену металлическим и керамическим трубам приходят полимерные изделия. Они становятся все популярнее благодаря своим очевидным преимуществам – долговечности, легкости, устойчивости к коррозии и воздействию агрессивных веществ. При бережном обращении пластиковый трубопровод способен прослужить не менее полувека.

Главное – обеспечить качественную, герметичную стыковку элементов. Для сборки деталей используют специальный клей для труб ПВХ. Так называемая “холодная сварка” позволяет с минимальными трудозатратами соорудить водопровод. Однако использование клея имеет ряд нюансов, которые необходимо изучить до начала работ.

В статье обозначены преимущества клеевого способа соединения пластиковых труб, приведен обзор лучших производителей, а также даны рекомендации по выбору подходящего состава. Пошаговая инструкция склеивания ПВХ-изделий поможет самостоятельно собрать трубопровод и избежать возможных ошибок.

Преимущества клеевого соединения труб

Трубы из полимеров сваривают, склеивают или соединяют между собой механически. Первый способ самый популярный. Для сварки используют специальное оборудование и насадки, подобранные по диаметру трубопровода.

Такую работу лучше поручить профессиональным мастерам. Вариант – арендовать или купить сварочный аппарат. Это дорого, зато поможет освоить еще один полезный навык.

Метод соединения с помощью клея менее распространенный, однако не менее эффективный. Его принято называть «холодной сваркой». Клеевые швы получаются настолько же (а иногда даже более) надежными, как и сварные.

Единственный нюанс: практически все типы клеев для пластиковых труб рассчитаны на системы холодного водоснабжения и могут быстро утратить свои свойства под воздействием высоких температур.

Плюсы склеивания ПВХ-труб с помощью специальных композиций:

  1. Снижение рисков возникновения протечек. При склеивании отрезков трубопровода детали соединяются на молекулярном уровне. Швы абсолютно герметичны, а начать протекать они могут начать только под воздействием высокой температуры или давления.
  2. Минимальные трудозатраты. Для склеивания труб не нужны какие-то дополнительные сложные процессы. Это простой метод, не требующий особых навыков.
  3. Быстрый и дешевый монтаж. Все операции можно выполнить своими руками. Достаточно только купить материалы и подобрать правильный клеевой состав. Не нужно искать сварочный аппарат.
  4. Малый расход энергоресурсов. Аппарат для сварки полимерных труб работает от электросети, а для склеивания деталей оборудование не требуется. Это дополнительная экономия на материалах и энергоресурсах.
  5. Универсальность. Метод подходит для соединения деталей трубопровода любого диаметра – от 6 до 400 мм. Его можно применять при монтаже водопроводной и канализационной систем.

Холодная сварка – дешевый и удобный способ монтажа трубопровода. Для его применения не нужно ничего, что способно привести к удорожанию работ: не приходится тратиться на дополнительные соединительные элементы или спецоборудование.

Принцип действия всех видов клея для полипропиленовых труб примерно одинаков. Составы частично растворяют полихлорвинил и прочно связывают частицы.

В композиции входят присадки, улучшающие адгезию. При склеивании растворитель быстро испаряется, а состав отвердевает, набирает прочность. В результате получается высокопрочное соединение.

На рынке можно найти продукцию для создания высокопрочных соединений и зарубежных, и отечественных производителей.

Обзор лучших марок

Во всех рейтингах клеев для труб ПВХ лидируют торговые марки Tangit (Германия), Genova (США), Griffon (Нидерланды), Gebsoplast (Франция). Покупатели неплохо отзываются о клеях «Феникс», «Винилит», «Марс» и других, но они не настолько востребованы и популярны.

Все виды клея для полимерных труб действуют по одному принципу, выпускаются в упаковках различного объема, а выбирать подходящий состав следует в зависимости от назначения и технических характеристик.

Правила работы с клеевыми составами

При работе с клеем всегда следует читать рекомендации производителей. Многие составы нельзя оставлять открытыми более нескольких минут, т.к. они быстро схватываются, что затрудняет их дальнейшее использование. Среднее время, в течение которого клей может оставаться открытым, – 4-5 минут.

При покупке конкретной марки клея стоит обратить внимание на его подготовку к работе. Некоторые виды достаточно просто перемешать, а вот двухкомпонентные составы приходится правильно соединять, следить за их консистенцией.

Есть риск неправильного смешивания, что приводит к утрате или изменению клеящих свойств.

Цвет и вязкость имеют значение. Опытные сантехники отдают предпочтение составам средней вязкости. Их легко наносить, а при соединении деталей такой клей не растекается, его не приходится лишний раз удалять салфетками.

Что касается цвета, то бесцветный состав подходит для белых и цветных труб. Его не видно, даже если капли выступили за пределы склеиваемой зоны и застыли.

Критерии выбора труб и вида клея

При покупке труб и фитингов обращают внимание на назначение изделий, диаметр, толщину стенок изделий. Принципиальное значение имеет торговая марка.

Хороший бренд – это не только деньги, вложенные в рекламу, но и реальное качество, благодаря которому продукция не теряет позиций на рынке. Всегда лучше выбирать надежных изготовителей, даже если их товары обходятся чуть дороже безызвестных аналогов.

Выбирая комплектующие, стоит читать техническую документацию, где указано назначение продукции, температурный режим, при котором она остается функциональной, запас прочности и срок эксплуатации, гарантии производителя.

Следует внимательно рассмотреть трубы и фитинги. Их внутренние и наружные поверхности должны быть гладкими, а структура – однородной, без признаков расслоения, потеков, трещин и других дефектов.

При покупке клея учтите не только характеристики самого состава, но и такие нюансы:

  • Место монтажа трубопровода. Условия работы на различных участках могут быть очень разными по степени загрязнения, температуре жидкости в трубах или окружающей среды и другим важным параметрам. Не исключено, что для разных зон клеевые композиции придется подбирать отдельно.
  • Давление жидкости. Все производители заботятся, чтобы к ним не было лишних претензий от покупателей, поэтому обязательно указывают, какое давление выдерживает труба, склеенная их составом. Чем выше эта характеристика, тем надежнее и дороже клей. Экономить нерационально. Необходимо сопоставить давление в водопроводе с указанным на упаковке клея значением.
  • Особенности нагрузок. Нередко трубопроводы могут сдвигаться при механическом воздействии снаружи или из-за давления изнутри. Если возможны серьезные сдвигающие нагрузки в месте соединения, следует выбрать более надежный клей.
  • Температурный режим. Некоторые виды клея отлично подойдут для обустройства системы ХВС, но будут неэффективны для канализационного трубопровода, т.к. температура стоков отличается.
Читайте также:
Токарный станок ТВ-16: базовые характеристики + технология эксплуатации

При выборе клея важно учесть особенности составов. Обычно в них входят летучие ядовитые вещества. Людям, склонным к аллергии, лучше не работать с токсинами: придется либо поручить монтаж трубопровода специалистам, либо выбрать другой способ соединения деталей.

Трубы, фитинги, клеевые составы следует покупать только в специализированных торговых точках. Не стоит экономить, выбирая «такие же» товары на стихийном рынке.

Популярную продукцию часто подделывают, поэтому лучше обращаться к продавцам с хорошей репутацией, которые следят за надежностью своих поставщиков, готовы предоставить гарантии или обменять некачественный товар.

Пошаговая инструкция по использованию состава

Перед тем как начать склеивать пластиковые трубы, следует убедиться, что в помещении обеспечена нормальная циркуляция воздуха, а температура находится в пределах 5-35°С.

Помимо материалов, для работы потребуются некоторые инструменты:

  • для разметки – маркер и измерительные инструменты;
  • для отрезания труб – ножницы-труборезы, электролобзик или ножовка;
  • для зачистки поверхностей – наждачная бумага;
  • для обезжиривания – растворитель;
  • для нанесения состава – сам клей, кисточка из натуральной щетины (некоторые клеи, в т.ч. Tangit, сразу комплектуются подходящей кисточкой) или клеевой пистолет.

Подготовка поверхностей – архиважный этап склеивания деталей. Они должны быть идеально гладкими и обезжиренными. Если на трубе останутся загрязнения, клей возьмется только поверх них, образует пленку, но с самой поверхностью будет плохой контакт. Это может привести к появлению протечек со временем.

Трубы ПВХ готовят к предстоящему склеиванию в несколько шагов:

Технология склеивания трубопроводов:

  1. Разметка труб. Перед началом монтажа трубопровода должны быть подготовлены проект и подробная схема. По ним замеряют и размечают трубы.
  2. Разрезание труб. Следующий этап – подготовка отрезков нужной длины. Лучше всего использовать труборезы, но подойдут и другие инструменты. Главное, чтобы места разрезания были ровными. Края зачищают наждачной бумагой.
  3. Склеивание элементов системы. Удобнее всего – клеевой пистолет. С его помощью можно равномерно и аккуратно распределить состав по поверхности. Если пистолета нет, следует воспользоваться кистью. Клей наносят так, чтобы в выбранной зоне не осталось свободных от него участков.
  4. Соединение деталей. Для соединения элементы системы прижимают друг к другу как минимум на 20-30 секунд. За это время состав густеет, становится более вязким. Потом деталь можно отложить на сутки. Важно, чтобы сила сжатия была достаточной, иначе стык может подтекать при эксплуатации.
  5. Очистка труб. Как бы аккуратно ни был нанесен клей, он может выступить за пределы намеченной зоны. Его убирают сразу же, пока не застыл. Для этого подойдет влажная салфетка, ветошь или губка.
  6. Полимеризация состава. Для отвердевания клея нужно 20-24 часа, поэтому лучше не трогать систему раньше. Нельзя сдвигать, разъединять и снова соединять детали, пускать воду по трубам.

Когда процесс полимеризации клея завершится, следует проверить эффективность работы системы. Ее запускают в рабочем режиме и тщательно исследуют все стыки.

Если нигде не подтекает, все в порядке. Если же обнаруживаются протечки, соединения дополнительно герметизируют.

Чем залить трещины в асфальте – ОДМ 218.3.036-2013 Рекомендации по технологии санации трещин и швов в эксплуатируемых дорожных покрытиях, ОДМ от 23 октября 2013 года №218.3.036-2013

Способы ремонта асфальтового покрытия

Дефекты устраняются битумом, эмульсиями или герметиками. Чем именно – зависит от размеров трещины. Сравнительно небольшие (шириной до 1 см) легко заделать герметиком. Уже через 4-6 часов покрытие будет как новенькое! Единственный недостаток герметиков – высокая стоимость.

Битум является одним из самых надежных решений, однако перед применением этого материала необходимо создать определенные условия. После очистки поверхности трещина прогревается, и только потом туда заливается смесь. Работы рекомендуется проводить летом в теплую погоду. Битум обязательно разогревать до высоких температур из-за твердого агрегатного состояния – залить застывший материал в трещину просто невозможно. Вы хотите узнать, чем заделать трещины в асфальте своими руками с минимумом трудозатрат? Точно не битумом.

Даже битумные эмульсии намного удобнее в применении. Во-первых, их не нужно разогревать до высоких температур, как битум. Во-вторых, эмульсии имеют низкую степень вязкости и их разрешено наносить даже на мокрое основание.

Ремонт дороги

Самый распространенный вид разрушения дорожного покрытия – это продольные и поперечные трещины, возникающие в результате старения дорожного полотна, воздействия окружающей среды, большой транспортной загруженности, а нередко и в результате нарушения технологии укладки покрытия. Разрушение прогрессирует от маленькой трещины до появления рытвин, выбоин и ям. Сегодны мы поговорим о мерах, предотвращающих дальнейшее разрушение дороги, – о ремонте трещин и заливке швов.

Трещина, в сущности, открывает путь влаге в подушку дорожного покрытия, так называемую дорожную одежду, что приводит к серьезным нарушениям структуры полотна. Запоздалая борьба с трещинами на дорогах приводит к дорогостоящему ремонту или, того хуже, к замене слоев дорожной одежды на отдельных участках. К сожалению, в России не уделяют должного внимания профилактическому ремонту дорожного покрытия. Большинство дорожных служб продолжает работать на устаревшем оборудовании с применением традиционных, устаревших материалов типа битума вместо современной мастики, а ведь общеизвестно, что профилактический ремонт трещин дорожного полотна с использованием новейших технологий и современной техники вдвое продлевает срок службы отремонтированного покрытия.

Читайте также:
Устройство внутреннего блока сплит системы: как разобрать оборудование для прочистки и ремонта

По данным многолетних исследований, проводимых сотрудниками ЗАО «Коминвест-АКМТ», для достижения наилучших результатов необходимо выполнение всех технологических операций, таких как разделка трещины (придание ей необходимой геометрической формы), удаление посторонних частиц (либо сжатым воздухом, либо щеткой), выпаривание влаги, нагрев и распределение герметизирующих материалов.

Разделку трещин в асфальтовых и бетонных дорожных покрытиях проводят с помощью машины для разделки трещин, на которой обычно установлен небольшой двигатель и режущий инструмент.

Удаление посторонних частиц после разделки производят с применением щеточной машины или с помощью механизма продувки самого заливщика. Преимущественной является очистка шва щеточной машиной, так как поток воздуха не всегда может поднять частицы, которые не совсем отстали от стенок трещины.

Обезвоживание краев трещины необходимо, так как герметизирующие составы следует наносить на поверхность, температура которой не ниже 40 °С. При нанесении составов на поверхность, температура которой ниже указанной, может происходить снижение адгезионных свойств составов. Основными причинами этого является наличие избыточной влаги или льда (при ремонте осенью и ранней весной) в трещинах и швах дорожного покрытия. В таком случае рекомендуется подогреть обрабатываемую поверхность до минимально необходимой температуры и выпарить образовавшуюся влагу специальным устройством, называемым в народе «хот-дог», или аппарат горячего воздуха.

Нагрев и распределение герметизирующих материалов производят с помощью плавильно-заливочных машин, или проще котлов (заливщиков швов). С их помощью выполняют работы по герметизации стыков, компенсационных и температурных швов, трещин на бетонном и асфальтобетонном покрытии без применения дополнительного оборудования, кроме вспомогательного.

Классифицировать котлы можно по типу материала, источнику энергии, по факту наличия масляной рубашки и механизма распределения (удочки). По типу материала котлы бывают битумные или мастичные. По типу источника энергии они разделяются на автономные с приводом от дизельного двигателя и неавтономные с внешним источником электропитания (380 В) или с приводом от тягача (трактора МТЗ).

Заказ машины без масляной рубашки – сомнительный способ сэкономить деньги. Отсутствие удочки для раздачи материала можно компенсировать покупкой ручного заливщика.

Материал разогревается до рабочего состояния за 45 мин. Нагрев рабочего материала происходит за счет сгорания дизельного топлива в специальной камере, находящейся в днище бака. Вместимость баков варьирует от 350 до 1000 л. Для перемешивания материала в котле применяют реверсивные встроенные миксеры (кроме битумного котла) с гидравлическим или электрическим приводом и контролем скорости вращения, а также подающий насос. Они оснащены цифровыми контрольно-измерительными приборами, обеспечивающими точную регулировку температуры герметика и подогрева маслотеплоносителя.

Единственный производитель мастичных котлов в России – ЗАО «Коминвест-АКМТ». У заливщиков швов этого производителя в отличие от большинства западных аналогов самые низкие дневные эксплуатационные затраты. Также одним из очень важных факторов в пользу нашего оборудования является следующее – российские котлы подлежат ремонту в отличие от зарубежных моделей.

В 2006 году появится новая модификация отлично зарекомендовавшего себя у потребителей мастичного котла ЭД-135М. По сравнению со старой моделью его стоимость снижена на 25% и приближается к ценам котла без автономного двигателя. Для потребителей, которые стеснены в денежных средствах, с февраля 2006 года предлагается модель ЭД-3 (ЗШ-3) – ручной заливщик с масляной рубашкой (23 л), мешалкой и газовым разогревом. Вместимость варочной ванны составляет 50 л.

Решение Мастика 05

Вы собираетесь сделать ремонт трещин асфальта своими руками без посторонней помощи? Обратите внимание на популярное решение – битумную Мастику 05, предназначенную для устранения трещин глубиной и шириной до 10 см. Мастика наносится в холодном виде. Расход составляется 10 л. на 100 м. трещин. Теперь вы знаете, чем заделать трещины в асфальте своими руками – многие эксперты рекомендуют Мастику 05, как один из самых надежных и удобных в применении материалов.

Вы хотите обеспечить эстетичность асфальтового покрытия на долгие годы? Тогда после заделки трещин обработайте поверхность финишным защитным средством, например, Защита 02. Этот состав защищает полотно от негативного воздействия влаги и перепадов температуры. Рекомендуемая толщина защитного слоя составляет до 3 мм. Расход – 1 ведро на 15-30 кв. м. покрытия. Теперь вы знаете, чем залить трещины в асфальте после основной обработки. Использование финишных защитных смесей не обязательно, однако позволяет значительно продлить срок службы покрытия.

Технология и материалы для заделки трещин

Трещины в асфальтобетоне образуются по многим причинам, но одна из основных — замерзание и оттаивание влаги. Как показывает практика, даже небольшая трещина в зимний период может очень быстро развиться в выбоину, опасную для движения транспорта.

Важно проводить ликвидацию этих дефектов и перед началом теплого времени года. К трещинам можно отнести и стыки на границах карт, вырезанных для ямочного ремонта или для вырубок по контролю толщины и качества дорожной одежды. Кроме того, если на участке дороги планируется нанесение тонкого слоя или слоев износа, от устранения всех дефектов зависит качество и долговечность выполненного профилактического ремонта.

Основная причина появления трещин в асфальтобетоне — замерзание и оттаивание влаги.

Заделка трещин производится несколькими методами и использованием нескольких видов материалов, как правило, на основе битума.

Материалы, используемые для заделки трещин

Если говорить о трещинах, достигших критической величины, то их заделка проводится с обработкой кромок зарезанием. В этом случае применяются те же материалы, что и при ямочном ремонте — асфальтобетонные смеси (горячие, литые, холодные, смеси заполнителя и вяжущего). Обычные трещины ремонтируются заливкой.

Читайте также:
Устанавливаем пластиковые заборы на клумбах самостоятельно: как сделать самому

В этом случае применяются:

  • Битумы различных марок. Достоинство этого материала – небольшая стоимость и высокая прочность. Требуется нагрев материала до высокой температуры, а также качественное удаление влаги в полости трещины.
  • Эмульсии (тоже, как правило, на основе битума). Не требуют разогрева до высоких температур. Имеют низкую вязкость и поэтому полностью заполняют полость трещины. Практически все эмульсии можно использовать даже на влажном асфальтобетоне.
  • Герметики — обеспечивают наилучшую влагоизоляцию полости трещины. Незаменимы при ремонте ответственных покрытий (например, на мостах). Единственным недостатком этого материала является его высокая стоимость.

Кроме того, при заделке трещин используют чистый кварцевый песок или чаще песок из отсевов дробления для просыпки места устраненного дефекта. Таким образом, устраняется возможность налипания битума (герметика) на колеса машин и место ремонта защищается от чрезмерного нагревания в жаркую погоду.

Небольшие по размеру трещины ремонтируются способом заливки, при котором применяются битумы, эмульсии и герметики.

Технология заделки трещин

Технология заделки трещин значительно проще, чем ямочный ремонт, поэтому очень важно устранить дефект, пока не произошло его развитие. Если вовремя это сделать, можно сэкономить средства. Сам процесс можно разделить на следующие этапы:

  • Подготовка материала для заделки (если не используется холодная эмульсия или герметик). Разогрев битума либо эмульсии в битумоварках либо гудронаторах.
  • Очистка трещин от пыли и грязи, обычно для этого процесса используются воздуходувки, которые мощным потоком. Насколько возможно удаляют посторонние частицы из полости дефекта.
  • Просушка трещин. Этот этап совмещается чаще всего с очисткой. Тот же поток воздуха осушает стенки трещины. Иногда для этой операции используют фен, агрегат который нагревает подаваемый воздух.
  • Заливка трещин герметизирующим материалом. Может осуществляться как вручную с помощью лейки, так и обычно входящим в комплект гудронатора раздатчиком битума (эмульсии) на рукаве со шлангом (удочки).
  • Просыпка заделанного шва песком либо отсевом.

Для механизации процесса заделки швов используют также машины для ямочного ремонта струйно-инъекционного ремонта дорог. В этом случае последовательность операций несколько отличается от заделки выбоин этой техникой:

  • Сразу проводится продувка и просушка дефектов (как при ямочном ремонте).
  • Затем трещины заливаются чистым битумом либо эмульсией (при ремонте ям она подается в смеси со щебнем).
  • Поверх заделанной трещины также как и при ямочном ремонте наносится слой вяжущего со щебнем.

Также есть еще два недавно разработанных методов для устранения трещин, расскажем о них подробнее:

  • Нагрев асфальтобетона инфракрасным излучением. Метод может использоваться для сравнительно небольших трещин не более 1-2 миллиметров. В этом случае происходит нагрев всего асфальта и вяжущее сплавляясь, перекрывает трещины. Недостатком способа является то, что оно не дает эффекта на очень давно уложенных дорогах, где битум окончательно потерял свою пластичность (выгорел).
  • Использование теплового ножа. Используется устройство, похожее на жало паяльника жестянщика (в форме корабля), нагретым до необходимой температуры тепловым ножом расплавляют верхние слои, одновременно подавая материал для заливки, закрывают трещину. С его помощью достигается высокое качество заделки трещин, но не всегда можно добиться полного заполнения полости дефекта.

Какими свойствами должны обладать герметики для ремонта трещин

Герметики подходят для ремонта дорожного покрытия, если они отличаются высокой адгезией к бетонному или асфальтобетонному основанию, имеют длительный срок службы и хорошо переносят высокие механические нагрузки. Помимо этого, после застывания они должны обладать следующим набором характеристик:

  • Сохранять гибкость при отрицательных температурах. Это означает, что материалы не должны трескаться или разрушаться при деформациях. Для разных марок герметиков пороговые значения температуры варьируются в пределах от −25 °С до −50 °С.
  • Не размягчаться при нагревании до температуры +65 °С. Для теплых климатических зон этот показатель увеличивается до +80 °С.
  • Не прилипать к резине при температуре +50 °С (для теплых регионов +60 °С) под воздействием давления 1,2 МПа (примерно такое давление оказывает на дорожное покрытие груженый грузовой автомобиль). Это свойство служит гарантией того, что в летнее время герметики не будут разрушаться шинами транспортных средств.
  • При температуре −20 °С иметь значение относительного удлинения в момент разрыва не менее 75 %. Такая характеристика подтверждает способность материалов не разрушаться при увеличении линейных размеров трещин под влиянием низких температур.
  • Быть устойчивыми к воздействию ультрафиолетового излучения в течение не менее 1 000 часов. Это означает, что герметики должны сохранять неизменной свою массу и гибкость при длительном воздействии солнечного излучения.
  • Быть выносливыми и выдерживать многократные деформации, возникающие при вертикальных перемещениях кромок трещин друг относительно друга. Число циклов таких деформаций должно быть не меньше 30 000.
  • Иметь водопоглощение не выше 0,5 %.
  • Сохранять жизнеспособность (по-другому – жизнестойкость) в течение не менее 1 часа при температуре до +60 °С. Это требование относится к материалам холодного применения. Оно характеризует способность материала сохранять в течение 1 часа основные рабочие характеристики: растекаемость и вязкость.
  • Способствовать быстрому проведению ремонтных работ. С этой целью промежуток времени от заполнения герметиками трещин до начала полноценной эксплуатации дорожного покрытия не должен превышать 6 часов.


Герметики позволяют запечатать трещину и остановить ее развитие

Послесловие

В качестве дополнительной меры на верхний основной слой асфальта по литьевой технологии накладывается еще и слой износа, который выполняет защитную функцию покрытия. Он как раз и способен обеспечить герметизацию и препятствует попаданию воды в асфальтные «поры». Оптимально такое дополнение при тех типах ремонта, которые не могут герметично «закупорить» трещину. Кстати, далеко не все виды трещин поддаются локальному ремонту.

Читайте также:
Фитинги для стальных труб – разбираем все особенности

Читать по теме: Земляные работы при строительстве дорог

«Сетка» на старом асфальте не «лечится» ни одним из вышеперечисленных способов, ее можно убрать только вместе с покрытием, заменив его на совершенно новое. Точно такая же история с серповидными трещинками и дефектами «по краешку» у самой обочины. Здесь речь идет об отрыве одного слоя покрытия от другого, и заливка полимера или наложение заплатки в данной ситуации все равно, что «мертвому припарки», как говорят у нас в народе. К трещинам стоит относиться как к первым тревожным звоночкам «болезни» и оперативно от них избавляться, чтобы впоследствии не пришлось истратить на «лечение» серьезно поврежденного асфальта весь бюджет.

ОДМ 218.3.036-2013 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕХНОЛОГИИ САНАЦИИ ТРЕЩИН И ШВОВ В ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЯХ

Добавил: Богдан Кривошея

Дата: [10.11.2016]

ОДМ 218.3.036-2013 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕХНОЛОГИИ САНАЦИИ ТРЕЩИН И ШВОВ В ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЯХ

В целях реализации в дорожном хозяйстве основных положений Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ “О техническом регулировании” и обеспечения дорожных организаций рекомендациями по технологии санации трещин и швов в эксплуатируемых дорожных покрытиях:

1. Структурным подразделениям центрального аппарата Росавтодора, федеральным управлениям автомобильных дорог, управлениям автомобильных магистралей, межрегиональным дирекциям по строительству автомобильных дорог федерального значения, территориальным органам управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации рекомендовать к применению с 01.11.2013 ОДМ 218.3.036-2013 “Рекомендации по технологии санации трещин и швов в эксплуатируемых дорожных покрытиях” (далее – ОДМ 218.3.036-2013).

2. Управлению научно-технических исследований и информационного обеспечения (В.А. Попов) в установленном порядке обеспечить издание ОДМ 218.3.036-2013 и направить его в подразделения и организации, указанные в пункте 1 настоящего распоряжения.

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя руководителя И.Г. Астахова.

1. Область применения

Настоящий отраслевой дорожный методический документ (далее – ОДМ) разработан в развитие Методических рекомендаций по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования [1] и Методических рекомендаций по ремонту цементобетонных покрытий автомобильных дорог [2] и распространяется на асфальтобетонные и цементобетонные покрытия эксплуатируемых автомобильных дорог. ОДМ содержит рекомендации по технологиям ремонта (санации) трещин и швов на основе обобщения отечественного и зарубежного опыта использования новых материалов и оборудования с целью повышения срока службы дорожных конструкций.

Методические рекомендации предназначены для органов управления дорожным хозяйством и организаций, выполняющих заливку трещин на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, восстановление и заполнение деформационных швов, устранение сколов и обломов плит цементобетонных покрытий в соответствии с Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог [3], утвержденной приказом Минтранса России N 402 от 16.11.2012 г.

2. Нормативные ссылки

В настоящем методическом документе использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения;

ГОСТ Р 52128-2003 Эмульсии битумные дорожные. Технические условия;

ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств;

ГОСТ 10110-87 Круги алмазные отрезные формы 1A1R;

ГОСТ 10181-2000 Смеси бетонные. Методы испытаний;

ГОСТ 11506-73 Битумы нефтяные. Метод определения температуры размягчения по кольцу и шару;

ГОСТ 11507-78 Битумы нефтяные. Метод определения температуры хрупкости по Фраасу;

ГОСТ 25945-98 Материалы и изделия полимерные строительные герметизирующие нетвердеющие. Методы испытаний;

ГОСТ 26589-94 Мастики кровельные и гидроизоляционные. Методы испытаний;

ГОСТ 30740-2000 Материалы герметизирующие для швов аэродромных покрытий. Общие технические условия;

ГОСТ 31384-2008 Защита бетонных и железобетонных конструкций от коррозии. Общие технические требования;

ГОСТ 12.4.011-89 (СТ СЭВ 1086-88). Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация;

ГОСТ 12.4.103-83 (СТ СЭВ 3952-82, СТ СЭВ 3953-82, СТ СЭВ 3402-81). Система стандартов безопасности труда. Одежда специальная защитная, средства индивидуальной защиты ног и рук. Классификация;

ГОСТ 12.4.041-89 Средства индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующие. Общие технические требования;

ГОСТ 12.4.153-85 Очки защитные. Номенклатура показателей качества;

СНиП 12-03-2001 “Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования”;

СП 34.13330.2012 “СНиП 2.05.02-85 Автомобильные дороги”;

СП 78.13330.2012 “СНиП 3.06.03-85 Автомобильные дороги”;

СП 131.13330.2012 “СНиП 23-01-99 Строительная климатология”.

3. Термины и определения

В настоящем ОДМ применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 газогенераторная установка: Установка для выработки горячего воздуха перед подачей его в зону шва или трещины с целью просушки и прогрева материала покрытия.

3.2 герметик (мастика): Герметизирующий материал горячего или холодного применения для заливки трещин и швов в покрытиях, обеспечивающий их водонепроницаемость и устойчивость к влаге в течение длительного времени.

3.3 герметизация швов и трещин (заливка): Технологическая операция заполнения камеры шва или паза трещины герметиком.

3.4 камера: Полученный в результате разделки трещины паз определенной формы, обеспечивающий оптимальную работу герметизирующего материала.

3.5 машина для разделки трещины: Малогабаритное оборудование для фрезерования (нарезки) камеры в верхней части трещины.

3.6 механическая щетка: Малогабаритное оборудование с рабочим органом в виде диска с ворсом и приводом от двигателя, предназначенное для очистки достаточно широких трещин и швов преимущественно в цементобетонных покрытиях.

3.7 пескоструйная обработка: Холодная абразивная обработка поверхности бетона путём воздействия на неё песком, распыляемым потоком воздуха.

3.8 плавильно-заливочная машина (заливщик швов): Самоходная или прицепная машина, предназначенная для разогрева герметизирующего материала до рабочей температуры и поддержания нужной температуры в процессе выполнения работ по герметизации трещин и швов.

Читайте также:
Что такое мебельный щит

3.9 пластырь: Полоса из герметизирующего материала, распределенная по поверхности покрытия в зоне трещины с помощью специального оборудования.

3.10 плуг: Специальное оборудование с металлическим зубом определенной ширины, монтируемое на тракторе и служащее для удаления старого герметика из швов цементобетонных покрытий при их ремонте.

3.11 праймер: Маловязкая пленкообразующая жидкость, предназначенная для предварительного грунтования боковых стенок шва или камеры с целью повышения адгезии (сцепления) с ними герметика.

3.12 разделка трещин: Искусственное расширение верхней части трещины на определенную глубину и ширину для обеспечения оптимальных условий ее герметизации.

3.13 распределитель: Оборудование для присыпки поверхности мастики в зоне герметизации трещины (шва) песком.

3.14 санация трещин: Совокупность технологических операций (разделка, очистка, просушка, заливка герметика и т.п.), обеспечивающих долговременную герметизацию трещин и швов в дорожных покрытиях.

3.15 трещины: Дефекты в виде нарушения целостности дорожного покрытия, которые провоцируют ускоренное разрушение всей дорожной конструкции.

3.16 удочка (пика) с соплом: Оборудование плавильно-заливочной машины, с помощью которого герметизирующий материал подается непосредственно в трещину или шов.

3.17 уплотнительный шнур: Шнур из эластичного материала, который устанавливается (запрессовывается) в камеру деформационного шва преимущественно в цементобетонных покрытиях с целью придания необходимой формы герметизирующему материалу и его экономии.

4. Классификация и типовые расчетные схемы трещин

Заливка трещин на асфальтобетонных покрытиях

Причины появления трещин

Во-первых, это погодные условия. Вода, каким-либо образом попавшая внутрь дорожного полотна, разрушает его. Не менее серьезным врагом является соль, которую так любят использовать многие хозяева в качестве средства от гололёда в зимнюю пору. При всем этом люди упускают тот факт, что асфальт и так находится под другим раздражающим фактором — ледяной коркой.

Все же с погодой не поспоришь, а вот с человеческим фактором можно попробовать. Большинство трещин возникают из-за непрофессионализма рабочих. Давайте рассмотрим их поближе. 1. Чрезмерная усадка: — большие регулярные нагрузки (такое на частном участке редкость, если только не ведется строительство и по территории не разъезжает машина с тяжелыми бетонными блоками и другими стройматериалами); — сезонная деформация при высоких температурах (когда солнце печёт, не заставляйте асфальт «держать» большой груз). 2. Несоблюдение технологии укладки. Смотрите, кого берёте на работу, чтобы потом после горе-работников не заниматься ремонтом асфальта своими руками. 3. Незнание индивидуальных особенностей участка. Часто хозяева совсем не интересуются уровнем грунтовых вод, глубиной промерзания и другими особенностями почвы. Да, это необязательно знать каждому, но помнить об их важности желательно. Существуют компании, которые добросовестно укладывают асфальт и все сами измеряют. Есть и обычные бригады, которым все равно, сколько прослужит вам покрытие, они лишь выполняют работу. Они не гонятся за качеством, но и не обдирают до нитки.

Какие бывают трещины?

Их много, пройдитесь по обычной центральной дороге провинциального городка и вы в этом убедитесь. Поперечные и продольные, похожие на паутинку и со сдвигом – все они как-то возникли. И всех их надо «лечить».

Продольные трещины возникают не от регулярных нагрузок на участке. Они – следствие сезонных капризов природы – поочередного осушения и увлажнения почвы. Переизбыток воздушных пустот, высокая температура изготовления смеси на предприятии – причина возникновения групповых трещин. Они пересекаются между собой под разными углами. На приусадебных участках они частые гости, ведь там нет регулярных нагрузок, которые бы придавали упругость покрытию.

Трещины, напоминающие паутину, называются «крокодилами».

Их также называют усталостными. Асфальт стареет, окисляется и попросту не способен служить надежным покрытием, поэтому его советуют не ремонтировать, а заменять. Тоже предлагают делать и со сдвиговыми трещинами. Они возникают вследствие разрыва связности слоев.

Заливка трещин на асфальтобетонных покрытиях

Работы по заливке трещин на асфальтобетонных покрытиях выполняют в сухую и теплую погоду при температуре воздуха не ниже 5оС, когда трещины находятся в наиболее раскрытом состоянии. Для производства работ используют оборудование, включающее агрегат для продувки трещин сжатым воздухом (компрессор), шприц для заполнения трещин ремонтным материалом и котел для его разогрева или заливщик трещин типа РД-201 на базовом шасси автомобиля ГАЗ с котлом вместимостью 700 л, системой его обогрева.

Мелкие трещины шириной менее 5 мм заливают битумом марки СГ 130/120, МГ 200/300, БНД 200/300, нагретым до рабочей температуры 160-170оС, и присыпают сухим песком.

Трещины шириной 5 мм и более заливают резинобитумной мастикой, нагретой до температуры 150-170оС.

Технологические процессы осуществляют в следующей последовательности.

Трещины очищают от пыли и грязи при помощи сжатого воздуха от компрессора с использованием металлических крючьев или щеток. Мелкие трещины заливают битумом и присыпают минеральным порошком или песком. Широкие трещины после их очистки от пыли и грязи смачивают органическим растворителем при норме расхода 0,1-0,15 л/м2 с помощью распылителей или краскопультов и заливают резинобитумной мастикой. Глубина проникания материала в трещину должна составлять не менее 20 мм.

Избыток резинобитумной мастики сразу же разравнивают отжимным валиком до уровня существующей поверхности. После этого трещину присыпают предварительно просушенными горячими каменными высевками или песком.

На предприятии КОРМЗ (г. Кемерово, п. Предзаводской) освоено производство машины БЗ-М для заливки трещин в асфальтобетонных покрытиях (рис. 4).

Рис. 4.Машина БЗ-М для заливки трещин в асфальтобетонных покрытиях

Машина БЗ-М представляет собой одноосный прицеп к тракторам типов МТЗ-80, МТЗ-82 с баком для мастики вместимостью 350 л, длиной рукавов подачи рабочего материала 4-6 м. Разогрев мастики осуществляется через масляную рубашку в автоматическом режиме, что позволяет сохранить высокие качества мастики без ее пережога. Подача мастики в трещины в асфальтобетонных покрытиях производится дозировано, по специальным рукавам в цирку­ля­ционном режиме.

Читайте также:
Установка охранной системы сигнализации. Установка охранной системы, сигнализации и датчика движения

Устранение повреждений бордюра и замена отдельных

Разрушенных бортовых камней

Устранение повреждений бордюра и замена отдельных разру­шенных его камнейв большинстве случаев предусматривает выполнение следующих разбивочных работ и технологических операций:

— извлечение старого бортового камня из цементобетонной подушки навесным оборудование типа «Зуб», смонтированным на экскаваторе «Беларусь»;

— определение проектного местоположения бортового камня в плане и по высотным отметкам;

— планировка траншеи под основание и устройство цементо­бетонного основания;

— установка нового бортового камня.

При установке бордюра отметка его поверхности должна соответствовать проектной и превышать уровень лотка проезжей части, как правило, на 15 см. Одновременно отметка верха бордюра может являться руководящей отметкой верха тротуара или посадочной площадки автобусной остановки.

Для выполнения работ по установке бортового камня форми­руют механизированное звено в составе 4-5 рабочих, двое из которых имеют удостоверения такелажников для выполнения погрузочно-разгрузочных работ с использованием автомобильного крана, водителя автомобиля-самосвала, обеспечивающего доставку цементобетонной смеси на объект и машиниста экскаватора «Беларусь» с навесным оборудованием типа «Зуб». По мере необходимости такому звену может временно придаваться автомобильный кран и бортовой автомобиль для перевозки бортового камня к месту производства работ, а также фронтальный погрузчик для погрузки в автомобиль-самосвал строительного мусора.

Установку бортового камня на участках, имеющих значительные продольные уклоны, выполняют начиная с низовой стороны.

Технологии ремонта асфальта

Конечно, на придомовой территории не так важно заделывать трещины, как, например, на какой-нибудь автостраде, пропускающей за день сотни тысяч грузовых машин. Однако внешний вид владений – лицо каждого хозяина. Чем отличается трещина на асфальте во дворе от лопнувшей плитки в ванной? Правильно, ничем, все требует ремонта.

Технология ямочного ремонта асфальта по пунктам: — сначала определяются с границами ремонта, очерчивают периметр; — вырезают поврежденное асфальтное покрытие; — убирают остатки материала; — укладывают асфальтобетонную смесь (это соединение щебня, песка, тугоплавкого битума и минеральных порошков, которое доступно в магазинах); — выравнивают и уплотняют покрытие.

Особого внимания заслуживает технология инфракрасного ремонта асфальта. Это инновационное решение оставляет позади традиционные способы восстановления данного покрытия. Никакого шума при удалении поврежденного асфальта, работа ведется без ограничения движения транспорта – лишь некоторые преимущества метода.

Использование инфракрасного излучения (кстати, невидимого человеческому глазу) позволяет нагреть дорожное полотно изнутри без воздействия на верхние слои. К тому же это более экономичный метод, если сравнивать энергозатраты. Дополнительных фрезерных аппаратов в ходе ремонта не требуется. Рыхление разогретого асфальта ведется подручными инструментами. В результате мы получаем отсутствие швов и меньшее количество операций по устранению дефекта. Да и асфальтобетона добавляют меньше.

Заделка трещин в асфальте: материалы, спецтехника, технология

Появление трещин на асфальте — неизбежный процесс, на который влияют различные факторы. К основным относятся замерзание и оттаивание влаги.

Зимой небольшая трещина может быстро превратиться в яму, опасную для движения транспортных средств.

Заделку трещин лучше проводить весной или осенью. Летом ремонтировать асфальтовое покрытие необходимо в утренние часы. В целом, погода должна быть сухой с температурой воздуха не ниже +5 градусов.

Ремонт трещин осуществляется с использованием специализированной техники и материалов на основе битума.

Материалы для заделки трещин

Для восстановления целостности асфальтобетона от трещин, чаще всего, используются:

  1. Битум. Этот материал отличается прочностью. Для заливки швов и трещин его используют в горячем виде.
  2. Битумные эмульсии. Длительное время не нуждаются в подогреве. Экономичны в использовании. Хорошо заполняют полость трещины из-за низкой вязкости.
  3. Герметики. Хорошо защищают от чрезмерного увлажнения.

После ремонта, трещину посыпают песком, чтобы битум не прилипал к колесам машин. Также песок выступает защитным слоем от высокой температуры.

Специализированная техника для ремонта трещин

Для устранения дефектов в асфальтовом покрытии, лучше всего подойдет битумозаливщик или автогудронатор —оборудования, которые заполняются расплавленным битумом.

Завод дорожной техники “Регион 45” производит битумозаливщики с наиболее оптимальным распределением материала при проведении работ.

Толщина емкостей составляет 5 мм, что позволяет избежать возможных утечек при длительной эксплуатации. Фольгированное базальтовое волокно позволяет дольше сохранять тепло.

Битумозаливщик оснащен системой продувки и промывки, которые предотвращают застывание битума в коммуникациях.

Конструкция обеспечивает розлив битума через ручной распределитель.

Технология заливки швов/трещин

Пока трещина не превратилась в яму, нужно оперативно выполнить ее ремонт. Это поможет сэкономить средства и обеспечить безопасное движение. Сам процесс состоит из следующих этапов:

  1. Разогрев материала в битумозаливщике или автогудронаторе.
  2. Удаление грязи и пыли из трещины с помощью мощного потока воздуха. Осушение полости.
  3. Распределение битумного материала с помощью удочки.
  4. Посыпка шва песком.

Качество ремонта повышается, если трещину расширить фрезой. В результате получается ровная чистая прорезь, что упрощает дальнейшую работу.

Широкие трещины (более 3 см)обмазывают битумом и заполняют мелкозернистым асфальтобетоном. После, покрытие уплотняется катком.

Использование современной дорожной техники позволяет обеспечить высокую степень механизации процесса заделки трещин.

Методы санации трещин и швов

Перед началом санации дорожного покрытия, осуществляется разделка трещины или шва. «Компания Би Эй Ви» предлагает для этой цели специальные машины CRAFCO – раздельщики трещин РС-200, которые пригодны для обработки швов, прямолинейных и криволинейных трещин в асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях дорог и аэродромов.

Глубина обработки – до 50 мм, производительность – 300–600 погонных метров в час. При этом один комплект инструмента может быть использован для обработки до 10 000 погонных метров асфальтобетонного покрытия.

Читайте также:
Укладка лаг по кирпичным столбикам в деревянном доме

Важно, чтобы шов имел ровные кромки – это необходимо для обеспечения хорошей адгезии мастики. Затраты на эту работу невелики, зато эффект очень значителен, так как позволяет увеличить долговечность герметизации на 50%.

Следующий этап – прочистка и просушка швов и трещин направленным высокоскоростным потоком воздуха перед выполнением работ по их герметизации с использованием теплового копья CRAFCO. Конструкция его такова, что на обрабатываемую поверхность воздействует только поток горячего воздуха, сформированный в камере сгорания. Это исключает тепловой удар по поверхности обрабатываемого материала, его окисление и выгорание компонентов покрытия.

Третий этап – заполнение шва или трещины герметиком. Для этого используются заливщики битумных мастик CRAFCO серии SuperShot. Важной особенностью конструкции этой машины является то, что нагрев мастики осуществляется в масляной «рубашке», исключающей контакт с открытым пламенем, которого не терпит этот материал. Электроподогрев шланга и аппликатора обеспечивается до самого наконечника. Это дает то преимущество, что герметик выходит из сопла имея оптимальную температуру, при которой его свойства наилучшие. При этом мастика, находящаяся в рабочем резервуаре, благодаря перемешиванию прогрета равномерно, в ней отсутствуют неравномерности температуры, снижающие эффективность материала. Контроль температуры осуществляется автоматически.

Так же рекомендуем ознакомиться с «Рекомендацией по технологии санации трещин и швов в эксплуатируемых дорожных покрытиях» — «ОДМ 218.3.036-2013».

Стоимость заливки трещин в асфальте

Наименование работ Ед.изм. Стоимость
Заделка трещин в асфальтобетонном покрытие горячим битумом м.п. от 50 руб.
Проливка швов горячим битумом на асфальтобетонном покрытии м.п. от 35 руб.

Данная методика заделки трещин либо подготовки покрытия к выполнению ямочного ремонта отличается следующими преимуществами:

  • оперативный набор прочности;
  • применение абсолютно безопасных материалов;
  • устранение поперечных и продольных дефектов;
  • возможность осуществления работ с использованием специальной техники или в ручном режиме (всё зависит от масштабов проблемы).

С помощью проливки швов асфальта мастикой либо битумом можно значительно улучшить эксплуатационные свойства покрытия с минимальными денежными расходами.

Статья: «Повышая эффективность ремонта». Санация трещин

В предлагаемой Вашему вниманию статье из журнала “Автомобильные дороги” речь пойдет о технологиях ремонта дорожных покрытий.

Что такое санация трещин?

Санация трещин – это обработка и заполнение швов и трещин в дорожном покрытии полимербитумными или резинобитумными мастиками с целью предотвращения дальнейшего распространения трещины и восстановления целостности покрытия. Это весьма важный способ ремонта дорожного полотна, так как он позволяет избежать образования ям и выбоин и тем самым обеспечить безопасность дорожного движения.

История создания инновационного способа санации трещин

В начале 70-х годов прошлого века компания CRAFCO (США) начала разрабатывать новый эффективный метод борьбы с трещинами на асфальтобетонных покрытиях. Эта работа осуществлялась по просьбе Федерального правительства Соединенных Штатов Америки и нескольких транспортных управлений. После пяти (!) лет научно-исследовательской работы – в 1976 году – компания CRAFCO представила линию полимерных мастик, заливщиков швов и раздельщиков трещин. С тех пор способ ремонта путем санации трещин широко распространен в США и странах Западной Европы.

Цитата из рабочих документов Федерального управления автомобильных дорог США FHWA-RD-99-147:
«При правильных и своевременных работах по санации трещин можно продлить срок службы покрытия до такой степени, когда прибыль от увеличенного срока службы покрытия превышает затраты на проведение работ».

Зарубежный опыт показывает, что так оно и есть. К сожалению, в России для ремонта автомобильных дорог этот способ применяется пока крайне ограниченно. Это объясняется тем, что технология «работает» и приносит экономический эффект только при соблюдении всех технологических операций и применения только высококачественных материалов.

Технология санации трещин дорожного покрытия вместе с оборудованием и полимерными мастиками была завезена компанией CRAFCO в Россию в 1997 году. Однако после первых, весьма удачных опытов применения заморских мастик пользователи, посчитав экономику, как водится, решили удешевить процесс и попробовать создать собственный аналогичный материал.

Некачественная мастика – плохие результаты

Но аналога в полном смысле слова не получилось: мастики российского производства, все без исключения, имеют ограниченную – не больше года – стойкость. По истечении этого срока ремонт необходимо повторять. Зато цена их в два-три раза ниже. Перед этим обстоятельством блекнут все преимущества импортных материалов. А они, между тем, существенны.

Стойкость герметиков фирмы CRAFCO, которые предлагает «Компания Би Эй Ви», – не менее пяти лет (!). Между прочим, высокое качество и определяет стоимость этих материалов. Так же фирма CRAFCO является структурным подразделением нефтяной компании ERGON. Это обстоятельство является крайне важным для продукции CRAFCO: доступ к продуктам нефтепереработки дает возможность гарантировать заявленное качество.

Что такое дорожная мастика и как используется битумная мастика?

Мастики CRAFCO, предлагаемые «Компанией Би Эй Ви», представляют собой однокомпонентные материалы на основе битума с добавками различных полимеров, применяемые, как правило, в горячем состоянии. В зависимости от вида они пригодны к использованию во всех природно-климатических зонах. Если правильно соблюдена технология разогрева (отсутствует контакт с открытым пламенем), мастики можно многократно разогревать без изменения их эксплуатационных свойств, в то время как отечественные материалы выдерживают только один цикл разогрева-остывания.

Мастики CRAFCO обладают высокими деформативными свойствами как при низких отрицательных, так и при высоких положительных температурах. Также стоит отметить, что подгрунтовка праймером при герметизации с использованием мастик CRAFCO не требуется.

Мастики CRAFCO плотно и упруго заполняют образовавшиеся разрывы в слое асфальтобетона, препятствуя дальнейшему его разрушению от воздействия транспортной нагрузки, осадков и перепадов температур – они обладают высокой эластичностью и прекрасной адгезией к стенкам трещины. При этом чем раньше производится планово-профилактический ремонт, тем ниже затраты на содержание дорожного покрытия.

Читайте также:
Что лучше: капельная система или No Frost

Подрядным организациям это позволяет снижать расходы на покупку битумной мастики и на гарантийное обслуживание построенной дороги, а заказчику – оптимизировать расходование бюджетных средств.

Обработанные путем санации трещины свободно перекрываются верхним слоем покрытия, что позволяет предотвратить эффект «отраженных трещин». Это обстоятельство можно использовать для ремонта нижнего слоя дорожного покрытия после фрезерования перед укладкой следующего слоя.

Методы санации трещин и швов

Перед началом санации дорожного покрытия, осуществляется разделка трещины или шва. «Компания Би Эй Ви» предлагает для этой цели специальные машины CRAFCO – раздельщики трещин РС-200, которые пригодны для обработки швов, прямолинейных и криволинейных трещин в асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях дорог и аэродромов.

Глубина обработки – до 50 мм, производительность – 300–600 погонных метров в час. При этом один комплект инструмента может быть использован для обработки до 10 000 погонных метров асфальтобетонного покрытия.

Важно, чтобы шов имел ровные кромки – это необходимо для обеспечения хорошей адгезии мастики. Затраты на эту работу невелики, зато эффект очень значителен, так как позволяет увеличить долговечность герметизации на 50%.

Следующий этап – прочистка и просушка швов и трещин направленным высокоскоростным потоком воздуха перед выполнением работ по их герметизации с использованием теплового копья CRAFCO. Конструкция его такова, что на обрабатываемую поверхность воздействует только поток горячего воздуха, сформированный в камере сгорания. Это исключает тепловой удар по поверхности обрабатываемого материала, его окисление и выгорание компонентов покрытия.

Третий этап – заполнение шва или трещины герметиком. Для этого используются заливщики битумных мастик CRAFCO серии SuperShot. Важной особенностью конструкции этой машины является то, что нагрев мастики осуществляется в масляной «рубашке», исключающей контакт с открытым пламенем, которого не терпит этот материал. Электроподогрев шланга и аппликатора обеспечивается до самого наконечника. Это дает то преимущество, что герметик выходит из сопла имея оптимальную температуру, при которой его свойства наилучшие. При этом мастика, находящаяся в рабочем резервуаре, благодаря перемешиванию прогрета равномерно, в ней отсутствуют неравномерности температуры, снижающие эффективность материала. Контроль температуры осуществляется автоматически.

Так же рекомендуем ознакомиться с “Рекомендацией по технологии санации трещин и швов в эксплуатируемых дорожных покрытиях” – “ОДМ 218.3.036-2013”.

Заливщики швов CRAFCO SuperShot

Оборудование CRAFCO SuperShot весьма эргономично – при загрузке материала мешалка отключается автоматически, отсутствуют краны и клапаны на линии подачи мастики, полностью исключаются подтеки через наконечник аппликатора, нет линий, находящихся под постоянным давлением. Для всех желающих купить заливщик швов, ООО «Компания Би Эй Ви» подготовило различные комплектации заливщиков с компрессором для продувки трещин и подключения теплового копья.

Время подготовки машины к работе составляет всего 45 минут, а на новых установках серии EZ II это время сокращается до 30 минут благодаря уникальной системе обогрева вертикального вала мешалки. Данная система позволяет поддерживать подогрев мастики не только снаружи (масляная рубашка), но и изнутри. Аналогов данной системы не существует.

Важно отметить, что для достижения максимального эффекта нужно использовать все три машины CRAFCO. При этом решающее значение имеют строгое соблюдение технологии и использование материалов CRAFCO. Если убрать одну из составляющих в ряду оборудование-технология-материалы, качество, которое декларируют CRAFCO и «Компания Би Эй Ви», обеспечить не удастся. При этом нужно так же учитывать, что технологию санации трещин CRAFCO можно использовать при температуре не ниже +5° С.

Наибольшее распространение мастики и оборудование CRAFCO получили в аэропортах для герметизации температурных швов, а также ремонта трещин на цементобетонных и асфальтобетонных покрытиях.

Все мастики CRAFCO прошли сертификацию гражданской авиации, что является важным свидетельством в пользу их качества.

Мастики CRAFCO применяются не только для ремонта трещин и швов. В процессе укладки асфальтобетона, при сопряжении двух укладываемых слоев покрытия, образуется шов, который со временем разрушается и становится настоящей головной болью при содержании. Для того чтобы укрепить это самое слабое место покрытия, используется специальная адгезионная мастика CRAFCO JA524.

К сожалению, применение некачественных материалов на автомобильных дорогах дискредитировало саму идею санации трещин, и очень многие дорожные организации полностью переориентировались на ямочный ремонт. Вместе с тем материалы и оборудование CRAFCO, предлагаемые «Компания Би Эй Ви», должны вызвать большой интерес у специалистов, которые умеют эффективно управлять деньгами.

Наталья Алхимова. Ежемесячный информационно-аналитический
журнал «Автомобильные дороги»

Чем залить трещины в асфальте – ОДМ 218.3.036-2013 Рекомендации по технологии санации трещин и швов в эксплуатируемых дорожных покрытиях, ОДМ от 23 октября 2013 года №218.3.036-2013

Способы ремонта асфальтового покрытия

Дефекты устраняются битумом, эмульсиями или герметиками. Чем именно – зависит от размеров трещины. Сравнительно небольшие (шириной до 1 см) легко заделать герметиком. Уже через 4-6 часов покрытие будет как новенькое! Единственный недостаток герметиков – высокая стоимость.

Битум является одним из самых надежных решений, однако перед применением этого материала необходимо создать определенные условия. После очистки поверхности трещина прогревается, и только потом туда заливается смесь. Работы рекомендуется проводить летом в теплую погоду. Битум обязательно разогревать до высоких температур из-за твердого агрегатного состояния – залить застывший материал в трещину просто невозможно. Вы хотите узнать, чем заделать трещины в асфальте своими руками с минимумом трудозатрат? Точно не битумом.

Читайте также:
Тканевые шкафы для одежды

Даже битумные эмульсии намного удобнее в применении. Во-первых, их не нужно разогревать до высоких температур, как битум. Во-вторых, эмульсии имеют низкую степень вязкости и их разрешено наносить даже на мокрое основание.

Вывод

С дорожным полотном из асфальтобетона люди сталкиваются ежедневно, поэтому эта часть дорожной конструкции должна иметь не только высокую прочность и качество, но и удобство при эксплуатации полотна. Различные выбоины, трещины, колеи и другие повреждения дороги, способные причинить немало хлопот как пешеходу, так и транспортным средствам.

Чтобы дорожное покрытие не портилось, важно соблюдать технологические методы и рекомендации по его установке, вовремя проводить ремонтные работы и не допускать увеличения уже имеющихся повреждений.


Решение Мастика 05

Вы собираетесь сделать ремонт трещин асфальта своими руками без посторонней помощи? Обратите внимание на популярное решение – битумную Мастику 05, предназначенную для устранения трещин глубиной и шириной до 10 см. Мастика наносится в холодном виде. Расход составляется 10 л. на 100 м. трещин. Теперь вы знаете, чем заделать трещины в асфальте своими руками – многие эксперты рекомендуют Мастику 05, как один из самых надежных и удобных в применении материалов.

Вы хотите обеспечить эстетичность асфальтового покрытия на долгие годы? Тогда после заделки трещин обработайте поверхность финишным защитным средством, например, Защита 02. Этот состав защищает полотно от негативного воздействия влаги и перепадов температуры. Рекомендуемая толщина защитного слоя составляет до 3 мм. Расход – 1 ведро на 15-30 кв. м. покрытия. Теперь вы знаете, чем залить трещины в асфальте после основной обработки. Использование финишных защитных смесей не обязательно, однако позволяет значительно продлить срок службы покрытия.

Послесловие

В качестве дополнительной меры на верхний основной слой асфальта по литьевой технологии накладывается еще и слой износа, который выполняет защитную функцию покрытия. Он как раз и способен обеспечить герметизацию и препятствует попаданию воды в асфальтные «поры». Оптимально такое дополнение при тех типах ремонта, которые не могут герметично «закупорить» трещину. Кстати, далеко не все виды трещин поддаются локальному ремонту.

Читать по теме: Строительный контроль дорог

«Сетка» на старом асфальте не «лечится» ни одним из вышеперечисленных способов, ее можно убрать только вместе с покрытием, заменив его на совершенно новое. Точно такая же история с серповидными трещинками и дефектами «по краешку» у самой обочины. Здесь речь идет об отрыве одного слоя покрытия от другого, и заливка полимера или наложение заплатки в данной ситуации все равно, что «мертвому припарки», как говорят у нас в народе. К трещинам стоит относиться как к первым тревожным звоночкам «болезни» и оперативно от них избавляться, чтобы впоследствии не пришлось истратить на «лечение» серьезно поврежденного асфальта весь бюджет.

Fugenband W — заделка, ремонт, санация трещин на асфальтовом и бетонном покрытии дорог

Украина»Материалы для строительства и ремонта дорог, холодный асфальт, ленты для ремонта трещин»Битумные ленты для стыковки и ремонта асфальта

Fugenband W битумная лента для санации трещин и уплотнения швов, соединений, защита от попадания влаги в трещины

Достаточно выйти из собственного дома, чтобы увидеть их: трещины на поверхности дороги можно найти повсюду. Это предвестник глубоко идущих дефектов конструкции дороги, которые могут привести к ее разрушению.

Fugenband W – это специально разработанная для работ по выполнению асфальтовых покрытий самоклеющаяся в холодном состоянии модифицированная полимерами битумная лента для санации трещин и уплотнения швов и соединений.

Fugenband W обладает прекрасными качествами для применения при строительстве новых и ремонте дорог с асфальтовым покрытием, а именно для выполнения: — продольных соединений параллельных полос дороги — соединений с боковыми подводящими участками и отремонтированными участками — соединений с бордюрными камнями и вырезанными желобами — поперечных и продольных соединений новых покрытий со старыми при прокладке трубопроводов — соединений между существующими и новыми слоями покрытийпригонки дорожных покрытий к крышкам каналов, заслонкам и крышкам гидрантов, — отверстий для стока дождевых и талых вод — пригонки дорожных покрытий к трамвайным путям

Технология укладки ленты Fugenband W

Заполнений трещин и ремонта участков небольшой площади Fugenband W применяется с использованием предварительной промазки битумным праймером, во всех тех случаях, когда должны быть выполнены швы и пригоночные соединения в слоях покрытий из асфальтобетона, литого асфальта, а также залитого мастикой асфальта с заполнителем из мелкого щебня. Кромки выполняемого шва или соединения должны быть прямыми и вертикальными, их следует очистить от налипших загрязнений. Подлежащие обработке или заполнению участки проезжей части очистить. Битумный праймер нанести намазыванием или набрызгиванием так, чтобы образовался сплошной слой. Нанесение праймера совершенно необходимо для достижения оптимальной адгезии и образования безупречного шва! Дождаться высыхания слоя предварительной промазки.

мм

Лента для трещин Fugenband W используется преимущественно для покрывания трещин и открытых швов и пазов на асфальтированных поверхностях. Максимальная ширина щелей не должна превышать 5 мм. Лента укладывается надежно и быстро, поскольку имеет клеящий слой. Дефекты закрываются надолго, поскольку лента ввиду пластичности раскатывается.

Предписания по применению

Поверхность асфальта должна быть сухой и чистой. Грунтовка не является неотъемлемой, но улучшает прилипание. Особо рекомендуется для изношенных подслоев. Лента Fugenband W накладывается на трещину прижимается и прикатывается валиком , она раскатывается от движения транспорта. Иногда бывает полезным присыпать ленту после укладки. Это касается, например, укладки при высоких температурах. Температура окружения и деталей должна быть выше 15°C. При более низких температурах нужны специальные мероприятия, например, нагрев газовой горелкой. Лента Fugenband W не приспособлена для заделки вертикальных швов и примыканий, здесь толщина профиля должна быть не менее 10 мм.

Читайте также:
Строительство дома под ключ
Накатчик лент для трещин

Накатчик позволяет быстро и надежно нанести на поверхность ленту для трещин Fugenband W. GK-сцепление позволяет быстро сменить моток ленты. Ролик накатчика обеспечивает правильное положение и хорошую ориентацию инструмента. С его помощью можно легко покрыть и извилистые трещины. Стабилизация положения ленты достигается нажимом ролика и последующим движением транспорта.

Использование

Моток ленты при помощи быстродействующего зацепления несколькими движениями рук закрепляется на устройстве Rissband SK Roller. Затем лента просто заводится на прижимной ролик. Лента прикладывается к началу обрабатываемой трещины и раскатывается (при этом силиконовую разделительную бумагу нужно также тянуть!). Направление разматывания мотка ленты должно быть против направления отверстия GK-сцепления, чтобы он не раскручивался.

Дорожные трещины асфальтобетонного покрытия

О проблеме трещинообразования покрытий пойдет речь ниже.

Трещины на дорожном покрытии являются наиболее распространенным дефектом, встречающимся повсеместно на дорогах всех технических категорий.

По характеру образования их разделяют на:

– технологические – те, которые образуются из-за некачественного сопряжения горячей (новой полосы укладки) и холодной (уложенной ранее) полос асфальтобетона при устройстве верхних слоев покрытия. В случае цементобетонного покрытия, подобные дефекты образуются в результате невыполнения технологии (неправильный уход, несвоевременная нарезка швов и др.);

– эксплуатационные, образующиеся в результате возникающих растягивающих напряжений от внешних силовых факторов (температурные колебания, динамические нагрузки, вода, грунтовые условия).

По характеру образования существует 3 вида трещин:

– температурные, возникают в результате охлаждения и сопротивления покрытия температурным деформациям. Их развитие по вертикали идет сверху-вниз (от покрытия к основанию);

– усталостные образуются в результате изгиба монолитного слоя под действием многократно повторяющихся транспортных нагрузок. Развитие их идет снизу-вверх, от низа слоя покрытия к его поверхности;

– отраженные, которые копируют швы/трещины нижележащих слоев основания/покрытия.

По расположению на поверхности покрытия трещины делят на поперечные, продольные и диагональные.

Пересекающиеся продольные и поперечные трещины, разделяющие поверхность на многоугольники со сторонами от полуметра до одного метра и менее называются сеткой трещин.

Подобная сетка со сторонами 100-200 мм может появляться на полосах наката. Если посмотреть на дорожное полотно в разрезе, то под несколькими слоями асфальтобетонного покрытия можно увидеть несколько нижележащих слоев основания. Преобладание в слое грунта глинистых пород, некачественное уплотнение вышележащих слоев, а также недостаточная толщина верхнего слоя покрытия являются основными причинами образования усталостных трещин, образующих сетку трещин.

По ширине раскрытия все трещины делят на узкие (до 5 мм), средние (5-10 мм), широкие (10-30 мм). В зависимости от этого, а также от характера повреждений, степени разветвленности и ряда других причин зависит выбор перечня ремонтных мероприятий (продувка с последующей заливкой, либо предварительное фрезерование) и материала (дорожная мастика, битумная эмульсия и др.) которые будут использоваться на практике. Технология ремонта трещин дорожных покрытий – это уже материал для отдельной будущей статьи.

дорожные трещины, дорожные трещины асфальтобетонного покрытия, дорожные трещины покрытия, мастика

  1. Главная
  2. Блог
  3. Заметки
  4. Дорожные трещины асфальтобетонного покрытия

Дорожные трещины асфальтобетонного покрытия

О проблеме трещинообразования покрытий пойдет речь ниже.

Трещины на дорожном покрытии являются наиболее распространенным дефектом, встречающимся повсеместно на дорогах всех технических категорий.

По характеру образования их разделяют на:

— технологические – те, которые образуются из-за некачественного сопряжения горячей (новой полосы укладки) и холодной (уложенной ранее) полос асфальтобетона при устройстве верхних слоев покрытия. В случае цементобетонного покрытия, подобные дефекты образуются в результате невыполнения технологии (неправильный уход, несвоевременная нарезка швов и др.);

— эксплуатационные, образующиеся в результате возникающих растягивающих напряжений от внешних силовых факторов (температурные колебания, динамические нагрузки, вода, грунтовые условия).

По характеру образования существует 3 вида трещин:

— температурные, возникают в результате охлаждения и сопротивления покрытия температурным деформациям. Их развитие по вертикали идет сверху-вниз (от покрытия к основанию);

— усталостные образуются в результате изгиба монолитного слоя под действием многократно повторяющихся транспортных нагрузок. Развитие их идет снизу-вверх, от низа слоя покрытия к его поверхности;

— отраженные, которые копируют швы/трещины нижележащих слоев основания/покрытия.

По расположению на поверхности покрытия трещины делят на поперечные, продольные и диагональные.

Пересекающиеся продольные и поперечные трещины, разделяющие поверхность на многоугольники со сторонами от полуметра до одного метра и менее называются сеткой трещин.

Подобная сетка со сторонами 100-200 мм может появляться на полосах наката. Если посмотреть на дорожное полотно в разрезе, то под несколькими слоями асфальтобетонного покрытия можно увидеть несколько нижележащих слоев основания. Преобладание в слое грунта глинистых пород, некачественное уплотнение вышележащих слоев, а также недостаточная толщина верхнего слоя покрытия являются основными причинами образования усталостных трещин, образующих сетку трещин.

По ширине раскрытия все трещины делят на узкие (до 5 мм), средние (5-10 мм), широкие (10-30 мм). В зависимости от этого, а также от характера повреждений, степени разветвленности и ряда других причин зависит выбор перечня ремонтных мероприятий (продувка с последующей заливкой, либо предварительное фрезерование) и материала (дорожная мастика, битумная эмульсия и др.) которые будут использоваться на практике. Технология ремонта трещин дорожных покрытий – это уже материал для отдельной будущей статьи.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: