Фанера бакелизированная: что это такое

Что такое фанера бакелитовая

Фанера бакелитовая влагостойкая – уникальный по своим свойствам строительный материал. Она изготавливается под воздействием высокой температуры и давления из берёзового или соснового шпона и покрывается спиртовым раствором фенол-формальдегидной смолы (бакелитовым лаком). От других видов фанеры отличается повышенной устойчивостью к влаге, огню, химическим веществам, перепадам температур. При эксплуатации полностью сохраняет свои свойства в течение 10 лет, что обуславливает её широкое применение в различных отраслях промышленности.

Производство и маркировка бакелитовой фанеры

Процесс изготовления листов этого материала, имеющего множество названий (дельта-древесина, бакфанера, морская, судовая, корабельная, ДСП-10, бакелизированная, древесно-слоистый пластик), включает в себя этапы:

  1. пропитка шпона крезоло- или фенол-формальдегидной смолой;
  2. прессование и склеивание пластин при давлении 6 атм. (607,95 кПа) и температуре 270°С;
  3. покрытие готовых листов бакелитовым лаком.

На рынке стройматериалов бакфанера представлена марками ФБВ, ФБВ 1, ФБС, ФБС 1, ФБС А, ФБС 1А.

Маркировка отражает следующие моменты:

  • * Ф – фанера;
  • * Б – бакелитовое покрытие;
  • * В – в процессе пропитки шпона использована водорастворимая смола;
  • * С – шпон пропитан спирторастворимой смолой;
  • * 1 – пропитаны все слои шпона;
  • * отсутствие цифры – пропитаны только наружные пластины;
  • * А – фанера предназначена для применения в автомобилестроении.

Марки бакелизированнои фанеры

Марки фанеры

Характеристика марки

Область применения

Наружные слои фанеры пропитываются фенолформальдегидной спирторастворимой смолой. На внутренние слои смола не наносится

Для изготовления конструкций в машиностроении, автомобилестроении, строительстве и судостроении, работающих в атмосферных условиях

На наружные и внутренние слои фанеры наносится фенолформальдегидная спирторастворимая смола

Наружные слои фанеры пропитываются фенолформальдегидной водорастворимой смолой. На внутренние слои фанеры смола наносится

Для изготовления внутренних конструкций, применяемых в машиностроении, автомобиле­строении и судостроении. При защите наружных поверхностными лакокрасочными покрытиями

На наружные и внутренние слои наносится фенол-формальдегидная водорастворимая смола

Для изготовления конструкций, работающих в атмосферных условиях

На наружные и внутренние слои фанеры наносится фенолформальдегидная спирторастворимая смола

На наружные и внутренние слои фанеры (кроме двух поперечных слоев, расположенных симметрично от центрального) наносится фенолформальдегидная

Для изготовления внутренних конструкции, применяемых в автомобилестроении

Так, бакелитовая фанера ФБС – это стройматериал, изготовленный из шпона, наружные слои которого пропитаны спирторастворимой смолой. Для производства автомобилей она не подходит.

Свойства фанеры с бакелитовым покрытием

Цена бакелизированной фанеры по сравнению с другими её разновидностями довольно высока (от 1900 руб. за 1 лист), но она вполне оправдывается характеристиками этого материала:

  • плотность 1200 кг/куб. м, что сравнимо с плотностью щебня и керамзитобетона (для примера: плотность древесины берёзы – 650 кг/куб. м, ясеня – 750 кг/куб. м);
  • высокая сопротивляемость воздействию слабых кислот, горюче-смазочных материалов (бензина и т.д.), щелочей, воды (в т.ч. морской);
  • отсутствие воспламенения, при температуре окружающей среды свыше 350°С бакфанера начинает обугливаться, но не возгорается;
  • температура эксплуатации – от –50°С до 50°С;
  • не подвергается коррозии и появлению грибка;
  • благодаря колоссальной износостойкости срок службы может достигать 15 лет;
  • экологичность, т.к. в процессе производства не используются токсические вещества.

Деревообрабатывающая промышленность выпускает листы бакфанеры различных размеров квадратной и прямоугольной формы. Длина одного листа составляет от 1220 до 5700 мм, ширина – от 1220 до 1550 мм. Толщина варьируется от 5 до 40 мм.

Физико-механические показатели бакелизированнои фанеры

Наименование показателя

Толщина фанеры, мм

Значение для марок

ФБС повышенной прочности

ФБС

ФБВ, ФБС-А

ФБС1, ФБВ1, ФБС1-А

1.Предел прочности прирастяжении вдоль волокон наружных слоёв фанеры, МПа, не менее

2. Предел прочности при статическом изгибе, МПа, не менее

поперёк волокон наружных слоев

Читайте также:
Технология установки перил для лестниц в частном доме: выбор модели

вдоль волокон наружных слоев

3. Предел прочности при скалывании по клеевому слою после кипячения в воде в течение 1 ч, МПа, не менее

4. Влажность, %

5. Плотность кг/м 2 , не более

Применение бакелизированной фанеры во время войны

Узнать и в полной мере оценить, что такое фанера бакелитовая, люди смогли во время Великой Отечественной войны. В 1940-е годы остро стоял вопрос дефицита конструкционных сплавов для сборки военных самолетов, и дельта-древесина – изобретение Якова Аврасина – стала незаменимой. Из нее под руководством Владимира Горбунова были построены скоростные истребители ЛаГГ-1 и ЛаГГ-3, а также изготавливались части крыльев и фюзеляжа для самолетов Ил и Як.

Идея сразу была подхвачена японцами. Легенды о самолетах из фанеры, на которых японские камикадзе атаковали американскую военно-морскую базу Пёрл – Харбор, имеют под собой вполне реальное основание.

Применение бакфанеры в настоящее время

С окончанием войны дельта-древесина перестала быть востребованной в авиации и заняла другие ниши строительной сферы. Некоторые названия этого материала сами говорят о его предназначении: фанера корабельная, морская, судовая. Фанера водостойкая бакелитовая широко используется в судостроении для обшивки корпусов яхт, лодок, катеров.

В грузовом автомобилестроении бакфанера служит материалом для изготовления открытых бортовых кузовов, контейнеров, трейлеров.

Находит она применение в строительстве гидротехнических сооружений – шлюзов, гидравлических затворов и подобных им конструкций.

В гражданском и промышленном строительстве бакелитовая фанера используется для сооружения настилов, перегородок, навесов, арок, ниш, основы для перекрытий, обрешётки крыш, опалубки для наращивания строительных элементов (колонн, армированных плит и др.), облицовки стен пищеблоков и санитарных зон.

Из этого прочного и надёжного материала производятся предметы мебели, а также рекламные щиты и стенды.

Впрочем, окончательно авиацию дельта-древесина не покинула. По сей день, любители планерного спорта применяют её для сооружения безмоторных летательных аппаратов – планёров.

Применение бакелизированной фанеры

Бакелизированные фанерные плиты представляют собой многослойный стройматериал, который изготавливают из тонкого соснового или березового шпона. Дополнительно внутренние и наружные слои пропитывают бакелитовым лаком. Для скрепления под действием давления и высокой температуры используют формальдегидные смолы. Бакелитовая фанера имеет высокие эксплуатационные качества.

  1. Описание материала
  2. Производство и марки
  3. Характеристики бакелитовой фанеры
  4. Область применения
  5. Во время войны
  6. В настоящее время

Описание материала

Материал отличается от стандартной фанеры цветом — он темнее, имеет коричневато-красноватый оттенок. Плиты выпускают толщиной 4, 7, 10, 12, 14, 15, 18, 21, 24, 27, 30 мм, от этого зависит масса листа. Также играют роль размерные параметры. Например, при толщине 7 мм плиты весят 25 кг, но 27 мм — 85 кг.

Стандартные габариты материала:

  • 5,77 х 1,25 м;
  • 3,0 х 1,5 м;
  • 2,85 х 1,25 м;
  • 2,5 х 1,25 м;
  • 2,44 х 1,22 м.

Бакелитовая ламинированная фанера очень прочная, ее показатели сравнимы с крепостью легированных металлов. Стойко сопротивляется трению, ударам, давлению, толчкам.

Древеснослоистый материал различают по толщине:

  • до 15 мм относят к листовым разновидностям;
  • свыше 15 мм — называют плитным.

Плиты и листы, собранные из неразрывных по протяженности элементов шпона (по толщине 0,1 – 1,0 мм), относят к цельным, а склеенные из нескольких деталей по длине — к составным. Второй материал имеет несколько уменьшенную прочность.

Материал режут, фрезеруют, точат, полируют, сверлят и шлифуют. По способу обработки плиты больше подходят к металлам, чем к древесине.

Производство и марки

Используют шпон лиственной и хвойной древесины, наружные слои выполняют березой, реже берут тополь, ольху, граб по особым заказам. Материал калибруют, замачивают для получения влажности, удобной для обработки.

Читайте также:
Схемы устройства парового отопления + пример расчета паровой системы

Дальнейшие этапы производства:

  • Шпон обрабатывают на раскроечно-форматном станке, где материал получает необходимые размеры.
  • Сушат в закрытых камерах в рулонах, которые подвешивают для равномерного действия горячего воздуха, сырье перемещают роликовым конвейером.
  • Сухое сырье дополнительно отбраковывают, направляют в производственный цех.
  • Шпон расстилают на столах, очищают, группируют в стопки по размерам.
  • Вначале изготавливают внутренний каркас из хвойного шпона, все листы промазывают бакелитовым лаком и смолами.
  • Затем так же поступают со шпоном для наружной поверхности.
  • Волокна последующего пласта располагают перпендикулярно предыдущему.
  • Полученный «пирог» просушивают, затем придавливают термическим прессом.

Под давлением расплавляются необходимые компоненты, материал получает прочность. Полученная фанера дополнительно ламинируется, шлифуется, кроится по требуемым размерам. Есть вариант, когда слои не промазывают смолой, а окунают в раствор всю стопку.

Бакелизированная фанера выпускается следующих марок:

  • ФБС. Внешнее покрытие пропитывают фенолформальдегидной мастикой, растворимой в спирте. Внутренние слои не обрабатывают, а только спрессовывают.
  • ФБС – 1. Наружные и внутренние пласты пропитывают фенолформальдегидной спирторастворимой мастикой.
  • ФБВ. Снаружи используют водорастворимые формальдегидные мастики, внутри не наносят.
  • ФБВ – 1. Водорастворимые формальдегиды применяют на внутреннем каркасе и наружных слоях.
  • ФБС1 — А. Спиртосодержащим раствором смолы пропитывают все пласты, кроме поперечных, находящихся симметрично от срединного слоя.

Госкомитет СССР принял и опубликовал стандарты изготовления и производства бакелизированной фанеры постановлением № 4828 от 10.10.1983.

Характеристики бакелитовой фанеры

Материал показывает хорошее качество, которое определяет его сферы применения.

Бакелитовую фанеру многократно испытывали в лабораторных условиях, и опытным путем определили параметры:

  • предел прочностина растягивание вдоль волокон внешнего слоя составляет для толщины 5, 7 мм — 59 – 89 МПа, толщины 10, 12 мм — 72,5 МПа, 14, 16, 18 мм — 68,5 МПа;
  • предел прочности на изгибание поперек внешних волокон имеет значение для толщины 7 мм — 63,5 МПа, 10, 14 мм — 68,5 – 80 МПа, 16, 18 мм — 79,5 – 90 МПа;
  • предел прочности на изгиб вдоль волокон наружного пласта составляет для толщины 8, 12 мм — 88 – 117,4 МПа, 14 — 18 мм — 78,5 – 108 МПа;
  • предел на стабильность при скалывании имеет показатели для любой толщины 1,47 – 1,76 МПа;
  • влажность листов допускается для толщины 5 – 7 мм — 6 +2%, для толщины 10 – 18 мм — 8+2%;
  • плотность для панелей разной толщины составляет 1200 – 1470 кг/м³.

Стойкую фанеру различают по способу обработки, выделяют нешлифованные плиты, шлифованные и ламинированные. Первый вид используют для черновых работ, второй — предназначен для последующей лакировки, третий тип не требует дополнительной отделки после монтажа.

Область применения

Износостойкий и надежный материал применяют в разных сферах. Применение ограничено только тем, что листы стоят дорого, поэтому в обычных местах используют более бюджетные варианты, подходящие по качеству.

Области применения:

  • строительство;
  • машиностроение;
  • судостроение;
  • приборостроение.

Для каждого конкретного случая подбирают листы с требуемыми свойствами. Для временных работ выбирают недорогие по стоимости нешлифованные виды, а для ответственных — ламинированные или шлифованные.

Во время войны

Детали крыльев истребителя ЛаГГ-3 делали из бакелитовой фанеры

В предвоенные годы была острая необходимость в конструкционных материалах для самолетов, поэтому решено было применять древесно-слоистые пластики, в том числе бакелитовую фанеру. Материал показывал более подходящие качества по сравнению с древесиной.

Процесс производства разработал Л. И. Рыжков — советский инженер-авиатор еще в 1935 году, а в 1940 году его досконально изучил Всесоюзный институт авиаматериалов. Технологию усовершенствовал впоследствии завод «Карболит».

Читайте также:
Утепляем стены из профлиста

Материал с успехом применили при строительстве скоростных истребителей ЛаГГ – 3 и ЛаГГ – 1, из него делали детали крыльев, фюзеляжа для летательных аппаратов Як и Ил. Позже инициативу использования подхватили японцы для производства самолетов с камикадзе для атак военно-морского форта Перл-Харбор.

В настоящее время

По окончании войны фанера стала востребованной и в иных отраслях. Ее другое наименование — морская, судовая, корабельная. Влагостойким материалом обшивают корпуса катеров, лодок, яхт.

Другие варианты применения:

  • В строительных работах для устройства шлюзов, плавучих доков, гидрозатворов. Листы пускают на изготовление крепкой многократно оборачиваемой опалубки. Из них строят опорные и несущие конструкции.
  • Делают автомобильные фургоны и стелют полы в транспорте: автобусах, метро, трамваях. В машиностроении фанеру применяют для изготовления деталей механизмов, конструктивных запчастей, зубчатых колес, узлов трения, вкладышей подшипников и других.

Материал используют в сфере космической и криогенной техники. В электротехническом деле делают изоляторы, части трансформаторов, выпрямителей, применяют наравне с текстолитом и стеклопластиком. Бакелитовые панели используют в металлургической и горнодобывающей отрасли.

Особенности бакелитовой фанеры

  1. Что это такое?
  2. Достоинства и недостатки
  3. Технические характеристики
  4. Сорта и марки
  5. Виды обработки
  6. Области применения

Для сложных монтажных работ необходимо использовать специальный практичный материал, который может похвастаться высокой устойчивостью к негативным внешним воздействиям. Такими свойствами обладает бакелитовая фанера. Она может сохранять свои положительные свойства на протяжении многих десятков лет, благодаря чему используется во многих сферах.

Что это такое?

Прежде чем рассматривать все свойства и параметры подобного материала, целесообразно узнать, что он собой представляет. Итак, бакелитовая фанера – это уникальный по своим свойствам и характеристикам строительный материал, который производится под воздействием высоких температурных режимов и большого давления. Основа такой фанеры – березовый или сосновый шпон, который дополнительно покрывается особым спиртовым составом фенолформальдегидной смолы (другое название – бакелитовый лак).

От всех остальных существующих видов фанеры бакелитовая отличается тем, что обладает повышенной устойчивостью к воздействию сырости и влаги. Кроме того, этот материал не боится огня, агрессивных химических веществ, температурных скачков.

Сегодня далеко не всякие покрытия могут похвастаться такими привлекательными качествами. По ходу эксплуатации бакелитовая фанера не утрачивает свои положительные свойства в течение 10 лет. Именно поэтому в наше время такой строительный материал весьма востребован и пользуется завидным спросом.

Достоинства и недостатки

Сегодня бакелитовая фанера используется во многих областях. Иначе ее называют морская. Этот строительный материал очень популярен и в этом нет ничего удивительного, ведь бакелитовая фанера имеет много положительных качеств. Ознакомимся с ними.

  • Это не только практичный, но и универсальный в применении материал. Листы обладают высокими прочностными характеристиками и свойствами теплопроводности, они влагостойкие, огнеупорные и могут задействоваться в самых разных областях. Далеко не всякий строительный материал обладает такими же свойствами.
  • По ходу эксплуатации бакелитовая фанера не гниет и не деформируется, даже если на нее оказывают негативное влияние разного рода мощные химикаты, щелочи, горюче-смазочные материалы, спирт и керосин. Это только подтверждает износостойкость бакелитовой фанеры и ее долговечность.
  • Материал безопасен с экологической точки зрения. В окружающую среду бакелитовые фанерные листы не выделяют едких и опасных соединений, способных нанести серьезный вред здоровью человека. Часто такие плиты применяют для внутренних отделочных работ в условиях жилых помещений.
  • Бакелитовая фанера, в отличие от многих других подобных материалов, отличается привлекательным внешним видом. Благодаря высокой эстетичности нередко этот материал не дополняют другими облицовочными материалами и покрытиями. В качестве исключений выступают крайне редкие случаи.
  • Рассматриваемые покрытия по весу оказываются гораздо более легкими, чем стальные и другие существующие материалы подобной категории.
  • Климат, отличающийся высоким влажностным уровнем, не опасен для бакелитовой фанеры. В условиях сильной жары этот материал так же не «страдает». На нем не развиваются опасные грибки и разного рода микроорганизмы, от которых бывает крайне трудно избавиться впоследствии.
Читайте также:
Устройство парогенератора утюга

Большого количества недостатков бакелитовая фанера не имеет.

Их можно считать относительными и не особо влияющими на выбор покупателей.

Есть у рассматриваемой фанеры и минусы.

  • Если сравнивать бакелитовую фанеру с другими аналогичными композитами с древесиной в составе, а не со сталью, то ее удельный вес оказывается довольно большим. Отделочные покрытия и мебельные конструкции из такого материала обычно оказывает внушительное давление на все имеющиеся опорные детали. Этот факт очень важно брать в учет, работая с бакелитовыми листами.
  • Один из самых важных недостатков, отталкивающих потребителей, заключается в высокой стоимости бакелитовой фанеры. Для примера: 1 тонкий лист материала с маркой ФБС-1 будет составлять не меньше 2300 рублей, а марки ФБС – составит от 3500 рублей и выше. В качестве одноразовых материалов (к примеру, для сооружения опалубки) подобные детали применять запредельно дорого и нецелесообразно.

Прежде чем выбирать этот материал для строительно-ремонтных работ, стоит учесть все его слабые и сильные стороны. Тогда пользователь будет точно знать, чего ожидать от бакелитовой фанеры.

Технические характеристики

Современная бакелизированная фанера обладает прекрасными техническими характеристиками, привлекающими многих потребителей. Подобный материал имеет характерный темный коричнево-красный оттенок. Готовые фанерные листы с бакелизированной обработкой должны отвечать всем требованиям, указанным в ГОСТе 11539-83. Конкретные сорт и марка этого строительного материала всегда наносят прямо на сами листы вместе с логотипом определенного производителя.

Стандартные листы бакелитовой фанеры изготавливаются, имея такие размеры:

  • 5700х1250 мм;
  • 5770×1250 мм;
  • 2850×1250 мм;
  • 2500×1250 мм;
  • 2440×1220 мм;
  • 1500х3000 мм.

Средняя толщина рассматриваемых фанерных плит может составлять от 4 до 30 мм. Плотность 1 куб. м строительного материала достигает 1200 кг. Вес одного листа находится в зависимости от показателей толщины. К примеру, популярные 7-миллиметровые варианты весят 25 кг, а 27-миллиметровые могут весить около 85 кг.

Также часто в продаже можно встретить листы с толщиной 14 мм, 18 мм, 9 мм, 12 мм, 21 мм, 20 мм.

Выбирая такой материал, стоит учитывать и его показатели прочности на изгиб в статике. Он составляет 78,5 Мпа. Максимальная прочность бакелитовой фанеры на растяжении находится в пределах около 73,5 Мпа.

Что касается прочностного коэффициента, то здесь бакелитовая фанера опережает по своим характеристикам даже самую плотную древесину, приближаясь к низколегированным листам стали. Это очень хорошие показатели для подобного строительного материала.

Бакелитовая фанера демонстрирует хорошую огнестойкость. Она может беспроблемно выдерживать температуру +350 градусов Цельсия. Открытое горение этот материал не поддерживает. Под действием пламени он просто обугливается.

Подобной облицовке не страшна коррозия, от которой страдают листы металла. Материал не подвергается деформированию, не вступает в реакцию с агрессивными химическими составами, не гниет, а также имеет диэлектрические свойства.

Современные бакелитовые фанерные листы разрешается эксплуатировать при температуре окружающей среды, составляющей от -50 градусов до +50 градусов.

Свои технические характеристики этот материал способен сохранять не менее 15 лет при правильном монтаже и эксплуатации.

Сорта и марки

Существует несколько разных марок рассматриваемой фанеры. Каждая из них имеет свои технические характеристики и эксплуатационные свойства. Узнаем о них побольше.

  • ФБС. Это сорт внешних фанерных слоев, пропитанных формальдегидной спиртовой смолой. На слои внутреннего типа смолы не укладываются.
Читайте также:
Характеристики и применение бетона В25

  • ФБС-1. Материалы, внутренние и внешние основания которых одинаково покрываются фенолоформальдегидными спирторастворимыми смолами.

  • ФБВ. Такая маркировка принадлежит фанерным листам, наружные слои которых подвергаются обработке фенолоформальдегидными водорастворимыми смолами. Также смолой обрабатывают и внутренние основания.

  • ФБВ-1. Наружные и внутренние поверхности материалов такой марки наносится указанная выше смола, которая является водорастворимой.

  • ФБС-А. Внешние и внутренние основания таких фанерных листов подвергаются обработке спирторастворимыми смолами.

  • ФБС1-А. И наружные, и внутренние слои такой фанеры (за исключением 2-х поперечно направленных слоев, находящихся симметрично от центрального) обрабатываются фенолформальдегидами.

Виды обработки

Морские фанерные листы различаются не только маркировкой, но и способом обработки.

  • Нешлифованные. В основном такие листы фанеры применяются исключительно для черновых работ.
  • Шлифованные. Материалы с такой обработкой идеально подходят для того, чтобы в дальнейшем тщательно обработать их подходящим лаком.
  • Ламинированные. Такой материал уже имеет финишное покрытие, поэтому дополнительная отделка ему не нужна. Подобные листы можно задействовать с целью декоративных финишных материалов облицовки для различных помещений. Также это неплохой вариант для изготовления мебельных конструкций.

Конкретный тип бакелитовой фанеры с определенной обработкой подбирается в соответствии со сферой, в которой он будет задействован.

Ведь те же ламинированные листы нецелесообразно эксплуатировать как нешлифованные и наоборот.

Области применения

Как упоминалось выше, современные листы бакелитовой фанеры задействуются в самых разных областях. Именно поэтому они так популярны и востребованы. Рассмотрим подробнее, в каких сферах не обойтись без качественной и износостойкой бакелитовой фанеры.

  • В строительной сфере. В большинстве случаев рассматриваемый материал задействуется в разного рода строительных процессах. Нередко именно из бакелитовой фанеры сооружают целые плавучие доки, шлюзы и гидрозатворы. Также из листов можно сделать очень крепкую опалубку, рассчитанную на многократное применение. Из бакелитовой фанеры делают отличные опорные конструкции, навесы, перегородки и прочие маленькие или крупные архитектурные возведения. Часто морскую фанеру в строительных работах комбинируют с другими разновидностями данного материала.
  • Автомобильное строение. Еще одна сфера, в которой рассматриваемый материал задействуется с завидной частотой. Из бакелитовой фанеры делают очень крепкие и износостойкие полы в различных транспортных средствах (техника может иметь разное назначение). Мало кто знает, но из таких элементов делают даже фургоны для автомобилей.
  • Кораблестроение. Бакелитовая фанера очень хорошо себя проявила в строительстве судов. Она очень часто применяется для качественной обшивки палуб, для разных частей лодок. Из листового материала делают надежные морские контейнеры.
  • Машиностроение. Бакелитовая фанера широко применяется в современном машиностроении. Из нее получаются очень крепкие и надежные составляющие разнообразных конструкций и механизмов.
  • Часто морская фанера задействуется в мебельной отрасли. Из нее делают очень крепкие и долговечные конструкции, не требующие специального ухода.

Из бакелитовой фанеры изготавливают высококачественные облегченные конструкции. К таким можно отнести уютные летние домики, рассчитанные на размещение в саду. Также часто сооружают неплохие времянки.

Рассмотренный материал применяют не только для изготовления серьезных конструкций, таких как лодки, столбы или опоры, но и для самой обыкновенной внутренней и внешней облицовки домов.

Обзор ламнированной фанеры смотрите далее.

Характеристики бакелитовой фанеры и деление на сорта

Бакелизированная фанера – это строительный материал, состоящий из слоев шпона лиственных пород, склеенных между собой бакелитовым лаком — специальной фенолформальдегидной термоактивной смолой. В процессе пропитки и прессования слоев, давление повышают до 6 атмосфер, а температуру — до 270 С ⁰. В итоге, фанера получается огнеупорная, влагостойкая и сопоставимая по прочности с низколегированной сталью.

Читайте также:
ТОП 22 рецепта, как можно сделать лизуна из клея своими руками в домашних условиях

Такие исключительные качества этого строительного материала позволяют использовать его во многих областях производства: судостроение, автомобильной промышленности, а также в профессиональном и частном строительстве.

Технические характеристики

Если говорить о характеристиках бакелизированной (бакелитовой) фанеры, то мы можем особо выделить следующие:

  • Прочность – вдвое превышает по показателям обычную древесину;
  • Водостойкость – можно использовать в судостроении, машиностроении и т.д.;
  • Легкость (по сравнению с другими стройматериалами);
  • Устойчивость к коррозии;
  • Огнестойкость – при температуре более 350 С ⁰ всего лишь обугливается и дым не токсичен;
  • Устойчивость к перепадам температуры в пределах 100 градусов (от -50 до +50 С ⁰);
  • Устойчива к явлениям окружающей среды – грибки, микроорганизмы, влажный/жаркий климат, а также – к действию многих щелочей, кислот, соленой воды и т.д.;
  • Износостойкость – сохраняет свои свойства не менее 10 лет.

Для усиления всех перечисленных качеств, производится ламинированная бакелизированная фанера, которая имеет глянцевую поверхность с обеих сторон или с одной стороны (чтобы можно было применять ее на объектах, где нужно уменьшить скольжение).

Ламинированная бакелизированная фанера имеет глянцевую поверхность с обеих сторон

Приведем таблицу параметров продукта, выпускаемого российскими производителями:

Длина х Ширина листа, мм

7, 10, 12, 15, 18, 21, 24, 27

При этом, ламинированная имеет другие характеристики:

Длина х Ширина, мм

Толщина листа, мм

4, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30

Влажность бакелизированной древесины зависит от толщины: при толщине 5-7 мм – 6%, 10-18 мм – 8%.

Бакелитовой фанерой застилают полы в фургонах

Вес определяют исходя из средней плотности 1217 кг/м3:

Толщина листа, в мм

Вес одного листа, кг

Т.к. каждый лист имеет определенный объем, вес бакелитовой фанеры относительно ее плотности очень важен, и, если знать плотность, то можно легко подобрать правильную марку и толщину изделия.

Сорта и марки

Бакелитовая фанера имеет два сорта — в зависимости от смолы, которой пропитывают древесину:

  • Фанера бакелизированная марки ФБС содержит спирторастворимые смолы (буква С);
  • Фанера бакелизированная марки ФБВ содержит водорастворимые смолы (буква В).

Бакелитовая фанера широко используется в строительстве при изготовлении опалубки

Чтобы наглядно показать способы применения различных подвидов, используем таблицу (марки указаны по порядку: от самой высококачественной до стандартной):

Все слои шпона пропитаны полностью. Не допустимы сколы, вмятины или непроклеенные участки.

Строительство судов, автомобилей,стадионов, портов и других сооружений специального назначения, где требуется легкость и, одновременно, высочайшая прочность и устойчивость к проявлениям внешней среды.

Смола наносится не пропитыванием, а промазыванием, поэтому прочность ниже.

Строительство подиумов, сцен, торговых центров, небольших судов, автомобилей и др.

Промазаны только продольные слои; слабая устойчивость к воздействию окружающей среды; преимуществом является цена.

Работы отделочного характера.

Полная пропитка внешних слоев, внутренние слои только промазываются. Слабая водонепроницаемость и устойчивость к условиям внешней среды.

Агрегаты и соединения внутри машин, внутренняя отделка зданий, в наружных работах возможно использование только после доп. обработки специальными средствами.

Слои древесины только промазываются, без использования процесса пропитки.

Рекомендуется использовать только как прочный материал, не предназначенный для использования в наружных работах, и без дополнительных требований стойкости к условиям окружающей среды.

Стоит отметить, что, несмотря на различные свойства, все сорта и марки бакелитовой фанеры соответствуют ГОСТ 11539-83 и подлежат обязательной проверке качества при производстве и выпуске продукции, а также, сертификации производителем. Чтобы у покупателя не осталось никаких сомнений в качестве изделия, на производстве каждый лист маркируется – впрессовывается этикетка завода-изготовителя, а также обозначения сорта и вида. Гарантийный срок бакелитовой фанеры — не менее 5 лет.

Читайте также:
Холодильники Ardo

От чего зависит цена

Цена на бакелизированную фанеру, благодаря ее исключительным качествам, гораздо выше, чем на обычную, но, как советуют профессионалы, лучше использовать именно ее.

Производители бакелитовой фанеры в России, при формировании цены, прежде всего, ориентируются на:

  • Марку (т.к. применяются разные виды смол);
  • Надежность используемого в производстве шпона, и его обработки;
  • Толщину листа фанеры и формат: чем больше, тем дороже.

Но, всегда можно найти оптимальное соотношение цены и качества, например, покупка более толстого листа обойдется дешевле, чем два тонких.

Применение

Бакелизированная фанера незаменима при строительстве лодок, яхт, морских контейнеров, обшивки судов. Также, легко может применяться в портах, доках, при строительстве стадионов, сцен, автомобильных подиумов. Особо можно отметить применение во внешней и внутренней отделке промышленных объектов, зданий заводов, торговых центров, частных домов, особенно в неблагоприятном климате.

Влагостойкую бакелитовую фанеру применяют при строительстве лодок и яхт

Очень популярна бакелитовая фанера для производства фургонов, обшивки полов в транспортных средствах, а также, для строительства садовых домиков, летних кухонь, «времянок».

Имея столько необыкновенных качеств, влагостойкая бакелитовая фанера может использоваться везде, где требуются такие свойства материала, как легкость, прочность, устойчивость к внешним условиям окружающей среды. Единственный недостаток – достаточно высокая цена, поэтому стоит продумать заранее — действительно ли необходимо использовать именно бакелизированную фанеру, а после, тщательно распланировать расходы.

Бакелитовая фанера

Бакелитовая фанера имеет уникальную прочность и износостойкость.Ее не встретишь среди бюджетных стройматериалов, но она очень популярна и является фаворитом в кораблестроении.

Технические характеристики

Бакелизированная фанера служит около 10 лет, не боится влаги, устойчива к действию химических реагентов и экстремальных перепадов температур.

Такие уникальные свойства материал приобретает после следующих технологических этапов на производстве:

  1. Исходный шпон пропитывается фенолформальдегидной или крезолосмолой.
  2. Пластины склеивают и помещают под гнет. Температура процесса – 270 ⁰C.
  3. Далее листы покрываются специфическим лаком.

Размер бакелитовой фанеры стандартен. Нормативные габариты варьируются от 1500 до 7700 мм по длине, а ширина составляет от 1250 до 1550 мм. Листы могут иметь форму квадрата или прямоугольника.

Марки бакелизированной фанеры

Древесный продукт разделяется по своим техническим характеристикам, приобретенным в процессе изготовления, на два класса – ФБВ и ФБС.

При этом можно встретить листы таких марок:

  • Фанера ФБВ;
  • ФБВ 1;
  • ФБС;
  • ФБС 1;
  • ФБС А;
  • ФБС 1А.

Стандартная литера «Ф» обозначает тип материала – фанеру, «Б» — свидетельство нанесенного бакелитового покрытия; «В» — сигнализирует о добавке водорастворимой смолы при пропитке листов; «С» — символ использования спирторастворимой смолы при производстве. Цифру «1» добавляют к маркировке, если все слои были подвержены пропитке. Фанера марки ФБС 1А – марка, подходящая для использования в производстве автомобилей.

Преимущества и недостатки

Бакелитовая фанераимеет неоспоримые плюсы:

  1. Сравнима по плотности с керамзитобетоном и щебнем (1200 кг/м 2 ).
  2. Выдерживает воздействие высоких температур до 350 ⁰C, а при достижении этого порога подвергается обугливанию, но не воспламеняется. При этом нормальный диапазон температур для этого вида фанеры составляет от -50 ⁰C до +50 ⁰C, что значительно расширяет возможности ее применения.
  3. Устойчива к коррозии после контакта со щелочами, слабыми кислотами и горюче-смазочными материалами, не окисляется и не изменяется под действием грибков.
  4. Бакелитовая фанера производится экологично, поскольку в процессе не используются и не выделяются токсичные вещества.
  5. Высокая износостойкость материала обуславливает длительный срок его службы – до 15 лет.
Читайте также:
Точечная техника росписи контурами по ткани (мастер Евгения Литва)

При всех несомненных преимуществах имеется существенный недостаток- высокая цена. Но если взять во внимание срок службы и прочность, такой минус можно расценить как особенность.

Применение

Бакелитовая или, как ее еще называют, корабельная фанера была изобретена советским исследователем Яковом Аврасиным в 40-е годы 20 века. Новый материал стал настоящей находкой для армии, находившейся на военном положении. В условии дефицита сырья для производства самолетов, новинка стала настоящим открытием. Первыми истребителями, сооруженными с применением дельта-древесины (первоначальное название уникальной фанеры), были ЛаГГ-1 и ЛаГГ-3. Для некоторых других самолетов военного назначения она также использовалась для изготовления конструкционных частей.

Идеей пропитки древесного шпона для производства прочных листов воспользовались японские ученые, и уже спустя несколько лет ведущие истребители их воздушного флота изготавливались из него.Сырье осталось востребованным в производстве планеров.

В условиях современности сырье уступило в авиастроении место более инновационным материалам. Однако его по сей день широко используют в конструировании судов, лодок, яхт и катеров. Из него изготавливают обшивку корпуса и элементы отделки плавательных средств.

Благодаря своей прочности, этот вид фанеры нашел широкое применение в мебельном производстве, ее используют для изготовления стендов и рекламных щитов.

Ее также используют в возведении конструкций, имеющих непосредственный контакт с водой. К ним относятся различные сооружения гидротехнической направленности.

В других сферах бакелитовые листы также широко применяются. Им облицовывают стены помещений с повышенными санитарными требованиями, используют для опалубки и сооружения элементов обрешетки крыш, сооружают арочные перекрытия, ниши, навесы и перегородки.

Надежность бакелитовых листов обуславливает их популярность в строительстве массивных конструкций в качестве как основного, так и вспомогательного материала.

Корабельная фанера востребована благодаря своей прочности, стойкости к агрессивным воздействиям среды, а также высоким эксплуатационным характеристикам. Строительство ни одного современного судна не обходится без применения этого материала древесного происхождения. Ее качества проверены десятилетиями.

Что такое бакелитовая фанера, ее особенности и применение

Бакелитовая (бакелизированная, «морская») фанера – строительный материал многослойного типа, получаемый из березового шпона, скрепляемого между собой при помощи специальных фенолформальдегидных смол с термической активностью. Имеет особо высокую прочность и износостойкость. Такие исключительные качества, сравнимые данный тип фанеры приобретает в результате особой обработки, заключающейся в пропитывании внутренних и наружных слоев шпона бакелитовым лаком. Материал, получаемый данным способом, обладает улучшенной влагостойкостью и высокими прочностными характеристиками.

Марки и разновидности бакелитовой фанеры

Фанера, которую часто называют «морской», может эксплуатироваться в температурном режиме от -50 до +50 С ⁰. Она не гниет, не поражается грибками и бактериями, что позволяет применять ее в странах с жарким климатом (тропиках и субтропиках) и в прибрежных зонах. Продолжительность эксплуатации – около 15 лет.

Современная промышленность выпускает две марки бакелитовой фанеры: ФБС и ФБВ, изготовленную на основе смол водорастворимого типа. В свою очередь, они также делятся на несколько основных видов: ФБС, ФБС – 1, ФБС – 1А, ФБВ, ФБВ -1.

Для достижения лучшей прочности и стойкости к различным видам механического, бактериологического и химического воздействия бакелитовая фанера подвергается ламинированию.

Техническое описание и область применения бакелитовой фанеры вышеуказанных марок представлены в таблице:

Марка Описание Варианты использования
ФБС Все слои шпона пропитаны смолой спирторастворимого типа на основе фенолформальдегида. На изготовление наружных слоев идет шпон 1 сорта, внутренних — 2-го. Имеет высокую прочность. Не горюча. Конструирование автомобилей, машин, судов, строительство. Внутренние работы.
ФБС-1 Прочность материала – более низкая. Нанесение смолы производится на все слои шпона методом промазывания. Конструирование автомобилей, машин, судов, строительство.Внутренние работы.
ФБС -1А Спирторастворимой смолой промазываются все слои шпона, кроме поперечных. Полностью изготовлена из шпона 2 сорта. Имеет самую низкую цену и слабую стойкость к сложным метеоусловиям. Внутренние работы.
ФБВ Водорастворимая смола пропитывает внешние слои шпона, внутренние – только промазываются. Конструкционные части машин и агрегатов в машиностроении. Использование в наружных условиях только после дополнительной защиты лакокрасочными изделиями.
ФБВ -1 Все слои шпона промазываются формальдегидной смолой водорастворимого типа. Конструкционные части машин и агрегатов в машиностроении. Использование в наружных условиях только после дополнительной защиты лакокрасочными изделиями.
Читайте также:
Холодные полы в частном доме

Ламинированная бакелитовая фанера имеет очень гладкую, глянцевую, твердую поверхность. За ней легко ухаживать, она очень прочна и не токсична. Может быть гладкой с обеих сторон или гладкой с одной стороны (с другой – сетка). Разновидность последнего типа (с поверхностью гладь-сетка), именуемая транспортной фанерой, применяется для изготовления противоскользящих полов в кузовах грузовых авто.

Фото бакелитовой фанеры

Свойства и технические характеристики

Отличить бакелизированную фанеру от обычной можно по цвету: он немного темнее, с красно-коричневым оттенком.

Стандартные параметры материала:

  • Размеры — 5700х1250 мм, 2850х1250, 2500х1250 мм, 2440х1220 мм.
  • Толщина — 7, 10, 12, 15, 18, 21, 24, 27, мм.
  • Плотность материала — 1200 кг/м3.
  • Предел прочности при растяжении вдоль волокон — 73,5 мПа.
  • Прочность на статический изгиб – 78,5 мПа.
  • Стандартные параметры ламинированной фанеры — 1220х2440 мм, 1250х2500 мм, 1500х3000 мм.
  • Толщина листов: 4, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30 мм.
  • Ширина полос шпона: не менее 200 мм. Для марки ФБС – не менее 400 мм.

Одним из главных достоинств бакелитовой фанеры является ее высокая прочность, сравнимая с крепостью высококачественной легированной стали. Кроме того, этот материал обладает и другими положительными свойствами.

К ним относятся:

  • Высокая влагостойкость.
  • Долговечность.
  • Не подверженность расслаиванию в процессе эксплуатации.
  • Огнеупорность. При значительном превышении температуры (до 350 С⁰) она обугливается и не поддерживает горение. При этом дым, возникающий в процессе тления, не имеет выраженного удушающего и токсического действия.
  • Хорошая сопротивляемость бактериологическому и химическому воздействию (не боится керосина, морской воды, слабых кислот, щелочей, бензина, не повреждается грибком и плесенью).
  • Экологическая безопасность.

То есть, оценивая этот материал по пятибалльной шкале, можно присвоить ему «пятерки» в области качества, надежности и практичности. Кроме того, он достоин оценки «отлично» за простоту и удобство в работе с ним. Единственное, за что можно немного снизить баллы при оценке фанеры бакелитового типа – ее высокая стоимость.

Этапы и особенности производства

Компонент «бакелит», использующийся при производстве бакелитовой фанеры, был изобретен в начале 20-го века американским химиком, Лео Хендриком Бакеландом, получившим его из фенола и формальдегида с добавлением конденсирующих веществ щелочного типа.

Сегодня технология производства данного материала состоит из нескольких этапов:

  • В зависимости от сорта и марки конечного продукта шпон полностью погружается в смолу или смазывается ей с обеих сторон.
  • Слои шпона укладываются перпендикулярно по отношению друг к другу и подвергаются прессовке при давлении до 4 мПа.
  • Находясь под давлением в прессе, фанера охлаждается до нужной температуры, после чего, при необходимости, проходит дополнительную обработку (ламинирование, шлифование и т.д.) и раскраивается по заданным стандартам.

Применение и использование

Благодаря своим исключительным физико-техническим параметрам бакелитовая фанера находит применение в различных промышленных отраслях, включая:

  • Строительство. Из нее изготавливают плавучие доки, гидрозатворы и шлюзы, делают опалубку многоразового использования, а также навесы, перегородки и другие малые и большие архитектурные формы в сочетании с другими видами фанеры, например с гибкой или шпонированной.
  • Автомобилестроение. Этот материал используется для обшивки полов транспортных средств различного назначения, из него делают фургоны авто и т.д.
  • Строительство судов. Она идет на обшивку палуб и изготовление морских контейнеров.
  • Машиностроение. Из фанеры данного типа изготавливают внутренние части различных механизированных конструкций.
Читайте также:
Точечная техника росписи контурами по ткани (мастер Евгения Литва)

Постройка лодки из фанеры за 2 недели:

Этот материал очень хорошо зарекомендовал себя при возведении легких конструкций, например, летних садовых домиков и, так называемых, «времянок». Также он может использоваться для внутренней и наружной отделки домов.

Учитывая высокую стоимость этого материала, его нецелесообразно использовать в повседневной жизни (создание опалубки из бакелитовой фанеры, несмотря на все ее достоинства и положительные качества – это все-таки скорее роскошь, чем практическая находка), а вот для таких исключительных случаев, как сооружение лодки или катера он подойдет оптимальным образом.

Сколько весит лист фанеры или сколько весит фанера?

В таблицах ниже мы приводим ориентировочную информацию по весу листа, кубического и квадратного метра берёзовой и хвойной фанеры в зависимости от размеров и толщины листа.

Ориентировочный объем и вес березовой фанеры в зависимости от размеров листа

(средняя плотность фанеры 665 кг/м³)

толщина, мм Размеры листа, вес м³ и м²
1525х1525 мм 2440х1220 мм
листов в м³ вес листа, кг вес м³, кг* вес м², кг листов в м³ вес листа, кг вес м³, кг* вес м², кг*
3 143,3 4,5 645 1,9 112 5,8 650 1,9
4 107,5 6,1 656 2,6 84 7,7 647 2,6
5 86 7,6 654 3,3 67,2 9,7 652 3,3
6 71,7 9,1 652 3,9 56 11,6 650 3,9
6,5 66,2 9,8 649 4,2 51,7 12,6 651 4,2
7 61,4 10,6 651 4,5 48 13,5 648 4,5
8 53,8 12,1 651 5,2 42 15,5 651 5,2
9 47,8 13,6 650 5,2 37,3 17,4 649 5,8
10 43 15,1 649 6,5 33,6 19,4 652 6,5
12 35,8 18,1 648 7,8 28 23,2 650 7,8
15 28,7 22,7 651 9,8 22,4 29 650 9,7
18 23,9 27,2 650 11,7 18,7 34,8 651 11,7
20 21,5 30,2 649 13 16,8 38,7 650 13
21 20,5 31,7 650 13.6 16 40,6 650 1,6
24 17,9 36,3 650 15.6 14 46,4 650 15,6
27 15,9 40,8 649 17.5 12,4 52,3 649 17,6
30 14,3 45,4 649 19.5 11,2 58 650 19,5

Ориентировочный объем и вес хвойной фанеры в зависимости от размера листа

(средняя плотность фанеры 550 кг/м³)

* Указан расчётный, округлённый вес кубического и квадратного метра берёзовой фанеры.

Надеемся эта информация будет вам полезна при расчётах своих проектов.

Другие статьи

Фанера: порода древесины, количество слоёв шпона, клей

Составляющие популярных видов фанеры и её классификация в зависимости от компонентов.

Описание сортов фанеры

Деление фанеры по сортам происходит в соответствии с требованиями ГОСТ № 3916.1-96. Сортность фанеры устанавливается согласно количеству брака на поверхности фанеры.

Марки фанеры и экологические показатели

Содержание формальдегида в фанере и выделение формальдегида из фанеры в воздух помещения в зависимости от класса эмиссии должно соответствовать указанному в таблице.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: